|
|
|
Сложное предложение
Синтаксический разбор сложносочинённого предложения
429. Выполните синтаксический разбор предложений по образцу, данному выше. 1. Беспокойство князя возрастало, и он бродил но парку, рассеянно смотря кругом себя. (Дост.) 2. Купил он скрипку или украл ее, или она попала к нему в заклад? (Ч.) 3. Опавший лист дрожит от нашего движенья, но зелени ещё свежа над нами тень. (Фет.) 4. Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй все ещё сидел в той же малоудобной позе. (Грин) 5. Теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним. (Купр.) 6. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. (Н.) 430. Спишите предложения, расставляя, где нужно, знаки препинания. Проанализируйте предложения и объясните отсутствие запятой в сложносочинённом предложении. 1. На дворе давно кончились сумерки и наступил настоящий вечер. (Ч.) 2.Пробил третий звонок и поезд тронулся. (Лндр.) 3. Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. (Пришв.) 4. Россия вспрянет ото сна и на обломках самоштастья напишут наши имена. (П.) 5. Я пожал им руки с улыбкой и они охотно стали рассказывать о себе. (Пришв.) 6. Осенняя дымка висела над Невой и в этой дымке золочёной иглой мерцало легендарное Адмиралтейство. (Пауст.) 7. Все встали и на возвышение зала вышли судьи. (Л. Т.) 8. Звонили ко всенощной и протяжный дрожащий вой колокола раздавался в окрестности. (Л.) 9. День был безветренный и жара усиливалась с каждым часом. (Ефр.) 421. Спишите отрывок из рассказа «Вор», расставляя знаки препинания. Подчеркните сочинительные союзы, укажите их тип и функцию в предложении. Юрасов пел и багровый отсвет заходящего солнца горел на его лице на его пальто из английского сукна и жёлтых ботинках. Он пел провожая солнце и всё грустнее становилась его песня: как будто почувствовала птица звонкую ширь небесного пространства содрогнулась неведомою тоскою и зовёт кого-то: приди. Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо. Серая паутина легла на лицо меркнут на нём последние отблески заката и мертвеет оно. Приди ко мне! отчего ты не приходишь? Солнце зашло и темнеют поля. Так одиноко и так больно одинокому сердцу. Так одиноко так больно. Приди. Солнце зашло. Темнеют поля. Приди же приди! Так плакала его душа. А поля всё темнели и только небо над ушедшим солнцем стало ещё светлее и глубже как прекрасное лицо обращённое к тому кого любят и кто тихо тихо уходит. (Л. Андреев) 1. Как музыка и природа перекликаются с душевным состоянием героя отрывка?
432. Спишите, расставляя знаки препинания и распределяя предложения по схемам:
Выделите союзы и сформулируйте правила о постановке знаков препинания в сложносочинённом предложении. Дайте схемы 4-, 7-, 10-го предложений. 1. Плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы а в ёлках нависла синяя тишина. (Пришв.) 2. Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (П.) 3. Среди дня пошёл крупный дождик и теперь обмытые листья тополей и каштанов блестели точно по-праздничному. (Купр.) 4. Ещё раз моргнуло и за решёткой явилось бледное пятно. (Пришв.) 5. А вот осень пришла и заботливый хозяин убирает свой урожай. (Пришв.) 6. Он заговорил а углы его губ дёргались странными злобными насмешливыми нечеловеческими улыбками и зловещий жёлтый блеск играл в его глазах под чёрными суровыми бровями. (Купр.) 7. На обратный путь нагрузились дровами но тяжесть их была мне уже не страшна. (Сол.) 8. Недвижим он лежал и странен был томный мир его чела. (П.) 9. Уж солнца раскалённый шар с главы своей земля скатила и мирный вечера пожар волна морская поглотила. (Тютч.) 10. Осенью непрерывно идут дожди и тусклое солнце лишь изредка показывается земле. 433. Прочитайте стихотворение выразительно. Проанализируйте постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. Дайте схему первого предложения в последнем четверостишии.
434. Из произведения художественной литературы, которое вы сейчас изучаете, выпишите сложносочинённые предложения с разными сочинительными союзами, используя схемы.
435. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите союзы и объясните их употребление. 1. То за соседним кустом начнёт кричать коростель то с пушечным гулом ударит пудовая рыба то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры то над зарослями начнёт разгораться багровое солнце. (Пауст.) 2. Осенью весь дом засыпан листьями и в двух маленьких комнатках становится светло. (Пауст.) 3. Гулять на улицу меня не пускали да и некогда было гулять. (Л/. Г.) 4. В саду было тихо только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и печально охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду. (А.Н. Т.) 5. С востока надвигались тёмные дождливые тучи и оттуда потягивало влагой. (Ч.) 436. Прочитайте отрывок из рассказа «Студент». В рассказах писателя преобладают сложносочинённые предложения. Найдите их в тексте и выпишите, графически объясняя постановку знаков препинания. Подумайте, какую стилистическую функцию выполняют сложносочинённые предложения в этом отрывке. Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нём прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Стемнело в лесу, и некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой. Иван Великопольский, студент духовной академии, возвращаясь домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на огородах около реки светился огонь. Далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, все сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял. По случаю Страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой. (А. Чехов) 1. Выпишите простые односоставные предложения, определите их вид, выделите грамматические основы.
|
|
|