Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Сложное предложение

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Порядок разбора

1. Выделить части предложения и отметить их границы.

2. Определить смысловые отношения между частями (одновременность, последовательность, причинно-следственные отношения и т. д.).

3. Указать грамматические средства, выражающие отношения между частями бессоюзного предложения (интонация, порядок следования частей и др.).

    Примечание. Так как в бессоюзном сложном предложении союзы как средство связи отсутствуют, соединение частей происходит с помощью интонации. В бессоюзном сложном предложении особую роль играет порядок следования частей, а также соотношение видовременных форм глагола.

Образец разбора

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Бессоюзное предложение состоит из двух частей. Смысловые отношения между 1-й и 2-й частями причинно-следственные, поэтому после 1-й части ставится двоеточие.

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

В сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи (сложная синтаксическая конструкция) выделяются структурно-смысловые части и определяется ведущая синтаксическая связь. В роли ведущей, как правило, выступает сочинительная или бессоюзная связь. Например:

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью состоит из четырёх частей, которые можно объединить в две структурно-смысловые части (I, II), соединённые между собой сочинительным соединительным союзом и (ведущая связь — сочинительная).

    I структурно-смысловая часть — предложение сложноподчинённое с однородным соподчинением (разбор по схеме сложноподчинённого предложения).

    II структурно-смысловая часть — предложение простое (разбор по схеме простого предложения).

456. Прочитайте предложения и объясните употребление запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Лайте схему предложения 7. Выполните синтаксический разбор предложения 2.

    1. Небо все ниже нависает над ним; слабо брезжит синевато-свинцовый свет угасающего дня, и в туманной дали уже начинают появляться бледные неуловимые огоньки. (Бун.) 2. Вы едете по зелёной, испещрённой тенями дорожке; большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. (Т.) 3. Тёплым ветром потянуло, смолк далёкий гул, поле тусклое уснуло, гуртовщик уснул. (Фет) 4. Сияет солнце, звёзды блещут, на всём улыбка, жизнь во всём, деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом. (Тютч.) 5. Было солнечно, празднично; теперь всё померкло, стихло. (Бун.) 6. Узкая тропинка вела между кустами на крутизну; обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы; цепляясь за кусты, мы стали карабкаться. (Л.) 7. О, как надоело Ромашову видеть каждый день всё те же убогие немногочисленные предметы его «обстановки». Лампа с розовым колпаком-тюльпаном на крошечном письменном столе, рядом с круглым, торопливо стучащим будильником и чернильницей в виде мопса; на стене вдоль кровати войлочный ковёр с изображением тигра и верхового арапа с копьём; над единственным окном соломенная штора, свёрнутая в трубку; около двери простыня, закрывающая вешалку' с платьем. (Купр.)

457. Спишите отрывок из поэмы «Реквием», вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните правописание слов. В сложных бессоюзных предложениях выделите грамматические основы, дайте схемы этих предложений.

Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то ве...т ветер свежий,
Для кого-то неж...тся закат —
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слыш...м лишь ключей постылый скреж...т
Да шаги тяжёлые солдат.
Подымались как к обедне ранней.
По столице одичалой шли,
Там встречались, мёртвых бездыханней,
Солнце ниже и Нева туманней,
А надежда все поёт вдали.
Приговор. И сразу слёзы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идёт... шатается... одна...
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чуд...тся в сибирской вьюге,
Что мерещ...тся им в лунном круге?
Им я шлю прощальный мой привет.

(А. Ахматова)

1. Найдите предложения со следующими средствами выразительности: 1) сравнениями; 2) риторическими вопросами; 3) метафорами.
2. Укажите разряды местоимений в тексте.
3. Центральной темой поэмы является тема памяти. О чём (ком) вспоминает А. Ахматова? Проанализируйте глагольные формы и синтаксические конструкции и предположите, в какой части композиции прерываются воспоминания? Какое событие становится для лирической героини «переломным»?

458. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы в предложениях и объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы и проведите синтаксический разбор 3-го и 6-го предложений.

    1. Выпускали шершавый скот из хлевов обессилевшие за зиму лошади и коровы бродили и лежали на выгоне а галки садились на их худые спины и дёргали клювом шерсть для своих гнёзд. (Бун.) 2. Круглые низкие холмы распаханные и засеянные доверху разбегаются широкими волнами заросшие кустами овраги вьются между ними продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи от деревни до деревни бегут узкие дорожки церкви белеют между лозняками сверкает речка в четырёх местах перехваченная плотинами далеко в поле гуськом торчат драхвы старенький господский дом со своими службами фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. (Т.) 3. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись бурые листья осин стали нежно-зелёными взошедший овёс зелёными солдатиками расставился по чёрному полю. В болотах поднялась высоко осока дала в тёмную бездну зелёную тень по чёрной воде завертелись жучки-вертунки полетели от зелёного острова осоки к другому голубые стрекозы. (Пришв.) 4. Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела. (П.) 5. Ущелье становилось всё уже всё круче вздымались его скалистые стены с мрачными отверстиями пещер всё темнее становилось кругом. (Б. Зах.) 6. Под её мерную речь я незаметно засыпал и просыпался вместе с птицами прямо в лицо смотрит солнце нагреваясь тихо струится утренний воздух листья яблонь стряхивают росу влажная зелень травы блестит всё ярче приобретая хрустальную прозрачность тонкий парок вздымается над нею. (М. Г.) 7. Мёртвый стелется кустарник травы тлятся не горят и сквозит на крае неба обожжённых елей ряд. (Тютч.)

459. Спишите предложения, распределяя их на группы: 1) вторая часть предложения указывает на следствия того, о чём говорится в первой части; 2) вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части.

    1. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (П.) 2. Они франты: опуская свой оплетённый стакан в колодезь кислосерной воды, они принимают академические позы. (Л.) 3. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. (П.) 4. Оборачиваюсь: Грушницкий! (Л.) 5. Профессор получил телеграмму из фабрики Ляликовых: его просили поскорее приехать. (Ч.) 6. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту всё тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. (Пауст.) 7. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (П.) 8. Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. (П.) 9. На окраине одной из полян Бастин вздрогнул: совсем близко, из кустарника крушины, с треском выпорхнул выводок тетеревов. (Нов.-Пр.) 10. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (Г.) 11. Лук царевич опустил; смотрит: коршун в небе тонет и не птичьим криком стонет. (П.)

460. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. В каких предложениях возможна двоякая постановка знаков препинания? Какая?

    1. Гляжу поднимается медленно в гору лошадка везущая хворосту воз. (Н.) 2. Мне в первый раз пришёл в голову вопрос что же их может занимать ежели они нисколько не заботятся о нас? И из этого вопроса возникли другие как и чем они живут как воспитывают своих детей учат ли их пускают ли играть как наказывают? (Л. Т.) 3. До сих пор я не знаю не могу окончательно для себя решить было ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? (Сол.) 4. Здесь же внизу, у земли, ещё было сумеречно и сонно густо синела под ногами первая снежная наметь таинственно проступали опушённые морозной синевой ивняки в низинах синели припорошенные кочки и высились заиндевелые подсвечники кем-то расставленные по всему подсинённому лугу. (Нос.) 5. Я вижу у борта стоит будочка из неё торчит труба вроде самоварной. (Биан.) 6. Теперь уже редко бываю в тех местах занесло затянуло заилило забило песком последние сеймские омута. (Нос.) 7. Рыба не брала говорят при низком атмосферном давлении ей не до поклёвок. (Нос.) 8. Я приподнялся и замер не показалось ли? Нет не показалось чавканье походило на замедленные неуверенные шаги слышимые пока ещё в отдалении с тыльной стороны палатки. (Нос.) 9. Я стараюсь исправить свою ошибку снимаю фуражку поворачиваюсь в угол брички читаю молитвы и крещусь. (Л. Т.).

Окончание параграфа >>>

 

 

???????@Mail.ru