|
|
|
Имя прилагательное
§ 101. Имя прилагательное как часть речи (окончание)572. Составьте из данных слов словосочетания. Обозначьте часть речи главного и падеж зависимого слова. Добрый (к кому?) (с кем?) — дети, старики. Внимательный (к кому?) — друзья, родители. Благодарный (кому?) — товарищи. Верный (чему?) — слово. Верный (в ч ё м?) — дружба. Искусный (в ч ё м?) — работа. Памятный (кому?) — ребята. Сильный (чем?) — дух. Сильный (в ч ё м?) — математика. 573. Выберите подходящие прилагательные для описания погоды на сегодняшний день. Составьте с ними предложения и разберите их по членам. Для справок: день: ясный, пасмурный, тёплый, холодный; небо: ярко-синее, ясное, угрюмое, высокое, мутное, серое, низкое, синее, тёмное, туманное; воздух: прозрачный, туманный, сырой, лёгкий, морозный; снег: глубокий, хрупкий, последний, тёмный, рыхлый, зернистый, ноздреватый, пушистый. 574. Подберите прилагательные, чтобы получилось описание пасмурного дня. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните определения и сказуемые, выраженные именами прилагательными. Какие изменения нужно внести в текст, чтобы описать ясный весенний день? В..сна но хол..дно. П..года ненас(?)ная. Небо — —. Из — — обл..ков пада..т то снег1, то дождь. Ду..т — — вет..р и раскачивает3 — — ветви деревьев.5 Везде лужи — — в..ды и — — сугробы снега. И всё-таки на душе радос(?)но потому что в..сна наступила. 575. Выпишите только те словосочетания, в которых прилагательное не является излишним (учитывайте значение определяемого существительного). Укажите род, число, падеж существительных и прилагательных. Обозначьте основу в прилагательных. Мокр.. вода, холоди.. водой; с весёл.. юношами и девушками, молодые юноши и девушки; у знаком.. старушк.., стар.. старушкам; на огромн.. айсберг.., ледяной2 айсберг; с разн.. сувенирами*, памяти..е сувениры; о весенн.. ливн..3, проливной ливень; с тонким ароматом, душистый аромат. 576. Расскажите об имени прилагательном как части речи по плану (см. памятку на с. 150). Свой ответ иллюстрируйте примерами.
577. Выпишите сначала имена прилагательные, затем имена существительные. Выделите корень в выписанных словах. Назовите к выделенным словам синонимы. Обозначьте условия выбора букв з и с на конце приставок. Робость, робкий; с..нева, синий; белый, б..лизна; пугливый2, пугливость; жестокий*, жестокость; трусливый, трусость; бе..жалостность, бе..жалостный; несмелый, несмелость; бе(с, сс)ердечность, бе(с, сс)ердечный*; малодушие, малодушный; бе..человечный*, бе..человечность; медлительный, медлительность; верный, верность; неторопливый, неторопливость; надёжный, надёжность.
|
|
|