|
|
|
Имя прилагательное
§ 101. Имя прилагательное как часть речи
Сначала прочитайте текст без слов, заключённых в скобки, потом - с этими словами. ДЯТЕЛ Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестрянками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (сильный острый прямой) клюв. Какое описание отличается большей полнотой? Укажите слова, благодаря которым описание дятла стало более точным. К какой части речи они относятся? По какому из описаний можно узнать птицу? 565. Вставьте в текст пропущенные слова. Какой частью речи они являются? Можно ли без вставленных слов узнать, какой гриб описан? Почему? Докажите. Поставьте вопросы к вставленным словам. Как определяются их род, падеж и число? Шляпка2 гриба, покрытая — — кожицей, держит(?)ся на — — ножк.. . Снизу шляпка затянута — — плёнкой. Когда её уберёшь, откроет(?)ся нижняя — — сторона шляпк.. . Для справок: тёмно-коричневый, крепкий, белый, желтоватый. 566. Спишите. Обозначьте падеж имён существительных и прилагательных. Подчеркните прилагательные, отвечающие на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Укажите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении. Образец. О птичьих голосах, на птичьих головках; с серой шерстью, серым утром, серым днём; соловьиная трель, у соловьиного гнезда; чёрным1 дымом, чёрную весть; в сорочьем гнезде, сорочий стрекот; по шёлковым пёрышкам, по шёлковой ткани. 567. Прочитайте стихотворение. Какие прилагательные помогают поэту ярко, образно нарисовать берёзу? Спишите, подчеркните прилагательные. Обозначьте их род, падеж и число. Подберите синонимы к слову грустный. Найдите прилагательные, с помощью которых берёза описана как живое существо.
БЕРЁЗА Люблю берёзку русскую,
(А. Прокофьев)
|
|
|