|
|
|
Глагол
§ 106. Глагол как часть речи603. В чём сходство и различия между выделенными глаголом и существительным? Шумит тростинка малая,
(Н. Некрасов) 604. Выпишите подлежащие вместе со сказуемыми-глаголами, обозначающими цвет различных предметов весной, определите время глаголов. Укажите, в чём согласуется сказуемое-глагол с подлежащим. Выделите корень в глаголах.
1. Уж голубеют дали. 2. Небеса неожиданно засинели. 3. Солнце золотило горы3. 4. Скоро зазеленеют степи, рощи и леса.4 5. На лугу пестреют яркие цветы. 6. В сумерках розовеют стволы берёз. 7. На солнцепёке по буграм уже темнеют первые проталины. 605. Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Обозначьте лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам.
Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть.
606. Вставьте устно подходящие по смыслу глаголы, обозначающие трудовые действия. Определите время, лицо, число глаголов. Почему эти глаголы употребляются в одной форме? ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ В полях пашут, — —. Вначале — — картофель, потом — — морковь, репу. Пастухи — — в луга стада коров и овец. На пасеках — — ульи. Садоводы — — ветви и — — стволы деревьев. Для справок: сеять, выставлять, сажать, подрезать, белить, выгонять. 607. Выпишите однокоренные существительные и глаголы в два столбика. Устно определите время, лицо, число глаголов. Сколько в этом тексте простых нераспространённых предложений? Выпишите одно предложение с однородными членами. ЛЕСНОЙ ОРКЕСТР В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение3, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье. Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды.4 Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой* иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки. (В.Биа́нки)
|
|
|