Главная >> Русский язык 5 класс. Ладыженская

Глагол

§ 119. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием (окончание)

680. Составьте 4 предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. В качестве подлежащих используйте существительные гром, волна, ливень, дождь, ручей.

Образец.

Для справок: гр..хотать, л..петать, журчать, клокотать, гр..меть, хлестать, плескать, б..рабанить, стучать, шуметь, зв..неть, б..рмотать и т. п.

681. Спишите. Подчеркните глаголы, относящиеся к словам поезд, он. Обозначьте цифрами над вставленными буквами орфограммы № 2, б, 17, 25 (см. форзацы учебника). Составьте предложения со словами, данными в рамке.

Наш дачный поезд отправляется с Рижского во..зала. Вот он в последний раз проход..т под ул..чным3 мостом и вдруг взлета..т над дерев(?)ями и домами. Потом поезд пересека..т к..нал, мину..т аэр..дром, пронос..тся над ул..цей с грузовиками, троллейбусами, пешеходами и останавливается у пл..тформы пригородной станц.. .

682. Рассмотрите рисунок. Расскажите, а затем напишите, чем заняты ребята. Подчеркните глаголы, обозначьте их спряжение.

683. Понаблюдайте за движением транспорта и людей на улице. Напишите, как движутся трамваи, автобусы, грузовики, троллейбусы и т. п.; как передвигаются взрослые, спешащие на работу, малыши, группы школьников, пожилые люди и т. п. Озаглавьте свой текст, например: «На нашей улице утром», «В солнечный (дождливый) день на улице» и т. п. Используйте глаголы, передающие скорость движения и шум, возникающий от него.

Для справок: ехать, тащиться, тянуться, скакать, двигаться, мчаться, шагать, шествовать, ползти, дребезжать, шуршать, грохотать, семенить, плестись, следовать (за кем? за чем?) и т.д.

684. Продолжите предложения, используя глаголы (с пояснительными словами) для характеристики человека: 1) сильного, волевого; 2) робкого, неуверенного в себе.

    Георгий говорит убеждённо, — —.

    Павел отвечает слабым3 голосом, — —.

    Возражать сп..койно, произносить твёрдо, сказать уверенно, невнятно пробормотать, настаивать, утверждать, тотчас соглашаться, л..петать.

685. Устно составьте диалог по рисунку с названием «Нарушитель». Используйте различные глаголы со значением высказывания (говорить, возмущаться, кричать, а также синонимы, помещённые в рамке).

686. Диктант. Обозначьте спряжение глаголов.

    1. Р..бота и муч..т, и корм..т, и уч..т.4 2. Кто труд люб..т, долго спать (не)буд..т. 3. Человек от лени3 боле..т, а от труда здоровеет. 4. Напиш..шь пером — не вырубишь2 т..пором. 5. Всякая р..бота мастера хвал..т.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru