1. Прочитайте текст внимательно, не торопясь; уясните его содержание.
2. Объясните правописание выделенных и пропущенных букв.
3. Читая текст вторично, остановите своё внимание на тех словах, которые не выделены, но правописание которых для вас затруднительно. Если сможете, объясните их написание.
4. Прочитайте текст ещё раз. Объясните знаки препинания в известных вам случаях.
Как готовиться к изложению
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Выясните значение непонятных вам слов.
3. Определите основную мысль текста. Найдите те слова, словосочетания и предложения, которые особенно важны для её раскрытия.
4. Разделите текст на части и озаглавьте их.
5. Объясните правописание выделенных букв, а также постановку знаков препинания.
6. Ещё раз внимательно перечитайте текст.
Как готовиться к сжатому изложению
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Определите его основную мысль.
3. Исключите из текста подробности, повторы.
4. Назовите, если это возможно, одним словом сходные действия, предметы, признаки.
5. Ещё раз внимательно перечитайте исходный текст, чтобы правильно отразить в изложении его основную мысль.
Как работать над сочинением
1. Прежде всего обдумайте тему сочинения. Помните: каждое слово в названии темы имеет значение. Определите, о чём следует писать в сочинении.
2. Обдумайте свой замысел, зачем, кому вы адресуете своё сочинение, какова его основная мысль. Что и как (в каком стиле и в какой форме) вы напишете, чтобы раскрыть свой замысел? Составьте, если нужно, план.
3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нём тема и основная мысль? Зачеркните то, о чём можно не говорить в сочинении на данную тему (лишнее); дополните те части сочинения, в которых тема и основная мысль раскрыты недостаточно; соответствует ли заголовок сочинения его содержанию.
4. Обратите внимание на язык сочинения. Насколько удачно выражены ваши мысли и чувства? Внесите исправления.
План отзыва о сочинении
1. Раскрыта ли в сочинении тема? Есть ли отступления от темы, то, о чём можно было бы не писать? О чём следовало бы написать больше, полнее?
2. Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она?
3. Удачно ли названо сочинение?
4. Уместно ли было использование в сочинении языковых средств с точки зрения стиля?
Как определять части речи
1. Определите общее значение слова.
2. Определите его морфологические признаки.
3. Определите его роль в предложении.
4. Сделайте вывод о том, какой частью речи является слово.