Главная >> Русский язык 5 класс. Ладыженская

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

§ 24. Синтаксис

Перед нами слова листва, словно, золотой, в, вода, закружиться, на, звезда, пруд, бабочки, лёгкая, лететь, розоватый, стая, с, замиранье. Каждое слово в отдельности понятно, но неясно, какая мысль сообщается с помощью этих слов. Чтобы выразить мысль, нужно соединить эти слова по законам языка, связать их по смыслу. Вот такую картину нарисовал с помощью этих слов русский поэт Сергей Есенин:

          Закружилась листва золотая
          В розоватой воде на пруду,
          Словно бабочек лёгкая стая
          С замираньем летит на звезду.

Си́нтаксис (из др.-греч. syntaxis — составление, построение, порядок)

Синтаксис - это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.

119. Спишите, раскрывая скобки и соблюдая принятые в русском языке законы связи слов. Расставьте недостающие запятые.

    Я люблю осень, даже (самая поздняя), но не ту, которую любят все, я люблю не (морозный, ветреный) дни; я люблю (тёплый, серый, тихий и, пожалуй, дождливый) дни.

    Осень, (глубокий) осень! (Серый) небо (ни..кий, тяжёлый, влажный) обл..ка; (гол и прозрачен) становятся сады рощи и л..са. Всё видно насквозь в самой (глухая древесная) чащ.., куда летом (не)проникал глаз человеческий.

(С. Аксаков)

120. Вставьте глаголы с учётом их смысла и связи с другими словами в предложении. Прочитайте вслух, чтобы проверить, сохранилась ли рифма в стихотворных строках. Расставьте пропущенные запятые.

Поёт зима — аукает
Мохнатый лес - - - - - -
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
- - - - - - - в страну далёкую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым - - - - - -
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
- - - - - - -у окна.

(С. Есенин)

Для справок: прижаться, стлаться, баюкать, плыть.

121. Объясните, как исправить выделенные в предложениях ошибки. Запишите правильные варианты предложений.

 

 

???????@Mail.ru