|
|
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
§ 34. Тире между подлежащим и сказуемым169. Прочитайте предложения, делая паузу между подлежащим и сказуемым. Как на письме обозначается эта пауза? Найдите подлежащие и от них поставьте вопрос к выделенным сказуемым. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое 1. Земля — кормилица. 2. Книга — лучший товарищ. 3. Повторение — мать учения. 4. Ученье — свет, а неученье — тьма. 5. Хлеб — имя существительное. 6. Глагол — часть речи. 7. Азбука — к мудрости ступенька.
Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.
170. Спишите, ставя, где надо, тире. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. От подлежащего к сказуемому поставьте вопросы. Прочитайте, делая отчётливую паузу между подлежащим и сказуемым и выделяя голосом подлежащее и сказуемое, выраженные существительными. На какие вопросы отвечают сказуемые? 1. Твой брат шахматист? 2. Моя сестра тренер по плаванию. Она настойчива и трудолюбива. 3. Наша мама домохозяйка. Папа шофёр такси. 4. Бабушка пенсионерка. Она очень добрая и ласковая. 5. Мой дедушка врач. 171. Пользуясь словарем, помещённым в конце учебника, объясните (письменно) значение слов парте́р, планер, сувенир.
172. Замените данные предложения другими, близкими по смыслу. Поставьте, где нужно, тире.
1. Моя мать шьёт одежду. 2. Старший брат учится в институте. 3. Младший брат недавно поступил в школу. 4. Сестра учится только на пятёрки. 5. Наш дедушка лечит зверей. 173. Запишите 4-5 предложений о ваших родных и знакомых — чем они занимаются, какие у них профессии и т. д. (см. образец в упр 172). 174. Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите строку, в которой выражена основная мысль текста. Из первых трёх предложений выпишите главные члены. Суровой осени печален поздний вид.
Закрылись двери маленьких избушек,
(Н. Заболоцкий)
|
|
|