217. Прочитайте русскую народную песню. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких — подлежащими?
Уж как я ль мою коровушку люблю.
Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка моя;
Ешь ты досыта, бурёнушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью:
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек бурёнушка дала.
218. Придумайте ситуации, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:
Николай Иванович;
Николай;
сынок (сыночек);
господин Рыбаков,
коллега;
молодой человек;
доктор.
Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями. Составьте схемы.
Вежливо ли так обращаться к людям?
— Эй, ты, убери свои учебники с моей парты!
— Эй, вы, давайте начинать игру!
— Ты что, не знаешь правил, быстро уступи дорогу!
Никогда не употребляйте вместо обращения выражения; «Эй, ты!», «Эй, вы!», «Ты!», «Ну, ты!» и т. д.
219. Составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в следующих ситуациях:
вы хотите узнать дорогу;
вы просите продавца показать товар;
вы спрашиваете, который час.
Когда нам нужно обратиться к незнакомому человеку, мы вместо обращения Употребляем вежливые слова извините, пожалуйста, будьте добры и др.
220. Как по-разному (по фамилии, по имени и отчеству, словом с уменьшительно-ласкательной окраской) могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте 5 предложений с различными обращениями, адресованными одному лицу.
221. Прочитайте фрагменты из письма М. Горького своему сыну.
Выпишите предложения с обращениями, поставьте нужные знаки препинания. Что можно сказать, судя только по этим обращениям, об отношении М. Горького к сыну?
Посылаю тебе дружище книгу «Живое слово», в ней собраны лу..шие обра..цы ру(с, cс)кого языка...
Посылаю также марки, а скоро получишь и книги. Много!