Главная >> Русский язык 5 класс. Ладыженская

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография

§ 51. Гласные звуки

Произнесите сначала гласные, а потом согласные звуки

[а] — [о]; [б] — [п]; [у] — [э]; [д] — [т]; [и] - [ы].

При произношении каких из этих звуков выдыхаемый воздух встречает препятствия: сомкнутые губы, прижатый к зубам язык?

А возникают ли подобные препятствия при произношении гласных звуков?

Гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [э], [у] состоят только из голоса.

При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно.

263. Подберите и запишите односложные слова с гласными а, о, и, э, ы, у. Обозначьте в них гласные звуки. Чем ещё различаются эти слова, кроме звукового состава?

Образец. Д[ы]м и д[о]м.

264. Составьте таблицу «Гласные звуки». К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова. Заключите гласные звуки в квадратные скобки.

265. Спишите. В выделенных словах заключите в квадратные скобки гласные звуки.

• Объясните знаки препинания в конце предложений, в предложениях с однородными членами и в предложениях с прямой речью.

    Прекрасные и уд..вительные вещи лежат на витрине магазина: раскрытые готовальни, перочинные нож.., волшебный фонарь с красным глазом, микроскоп, увеличительное стекло, фотоаппарат. Сколько великолепных, чудес(?)ных вещей! Но больше всего мне нравится настоящий фу..больный мяч с резинов..й красн..й камерой, кожан..й покрышкой и кожаными шнурками. Я разглядываю3 его и думаю: «Хорошо бы вернуть детство и погонять такой лёгкий, как пёрышко, мяч!»

266. Составьте словосочетания , используя слова, помещенные в рамке. Составьте предложение с обобщающим словом и однородными членами, стоящими после него.

267. Запишите слова, которые начинались бы с разных гласных звуков (под ударением), и назовите первый звук в каждом слове. С какого гласного звука в русском языке слова не начинаются?

 

 

???????@Mail.ru