|
|
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография
§ 61. Двойная роль букв е, ё, ю, я
Представьте, что вы зовёте своих товарищей, отставших в лесу. Имена их вы произносите громко, растягивая гласные звуки: «Яша! Юля!» И ещё раз: «Яша, Юля!» В начале первого имени отчётливо слышится [й’а], в начале второго — [й’у]. Эти сочетания звуков обозначаются буквами я, ю. Буквы е, ё тоже могут обозначать сочетания двух звуков — [й’] и гласного. Например: буква е в слове ель обозначает звуки [й’э], а буква ё в слове ёж—звуки [й’о]. Итак, буквы е, ё, ю, я могут обозначать сочетания двух звуков — [й’] и гласного. Но у букв е, ё, ю, я есть ещё одна роль. Произнесём протяжно слова вес, мёд, люк, ряд. Мы услышим в начале каждого слова мягкий согласный, а вслед за ним гласный: [в’э], [м’о], [л’у], [р’а]. Буквы е, ё, ю, я указывают, что согласный, после которого они стоят, мягкий. Убедиться в этом нетрудно: заменим в слове ряд букву я буквой а, получится другое слово — рад, и произнесём мы уже не мягкий, а твёрдый согласный [р].
310. Назовите слова, в которых е, ё, ю, я стоят: 1) в начале слова; 2) после гласной; 3) после разделительного ъ или ь. Что обозначают буквы е, ё, ю, я в этих случаях? В каких словах названные буквы стоят после согласных? Что обозначают в этом случае буквы е, ё, ю, я?
Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласной и после разделительных ь и ь обозначают по два звука - [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Буквы е, ё, ю, я после согласной обозначают один гласный звук [э], [о], [у], [а] и мягкость предыдущего согласного. Буква и после согласной обозначает её мягкость: молчаливый, письмо, желтизна, крик. 311. Определите количество звуков и букв в словах. Письмо, мысль, возьмём2, восьмой, кабина, баян, юг, еда, ёлка, честный2, праздник, малина, ручьи. 312. Выпишите слова, распределяя их на группы по способу обозначения мягкости согласных: 1) с ь, 2) с е, ё, ю, я, и. В каких словах и, ю, е не обозначают мягкости предшествующего согласного? Таблица, словарь, письменный, ответ, вестибюль*, портфель, брошюра, жизнь, газета, возьми, слёт, жюри, лицо, портрет, время, борьба, цель, люди, сентябрь3, ходьба, боксёр, кольца, рюкзак, меньше, парашют.
313. Прочитайте слова в рамке. Перед какой буквой стоят в них подчёркнутые согласные? Составьте и запишите 3-4 предложения с обращениями, используя любые из данных слов и слово пожалуйста. 314. Спишите, оформляя разговор двух мальчи- ков как диалог и расставляя знаки препинания. Подчеркните разделительный ъ двумя чертами, а разделительный ь — одной. Как вы думаете, сбудутся ли Павкины мечты? Почему? В сара.. то стучал молоток, то взвизгивала пила. Я распахнул дверь и увидел своего друга.4 Вз(?)рошенный и вспотевший, он склонился над ящиком и приделывал к нему... динамик. Что это такое спросил я. Птич(?)е общежитие ответил Павка. Как же птицы разместятся в нём поинтересовался я. По квартирам. Вьюрку́ из пер(?)ев выложим, а славке из двух лист(?)ев сош(?)ём объяснил друг. А радио зачем (не)сдавался я. Для приманки. Вроде охотнич(?)его манка́*. Зав..дём пластинку с солов(?)ём — т(?)ма т(?)мущая нал..тит хвастался Павка. (По В. Голышкину)
|
|
|