Главная >> Русский язык 5 класс. Ладыженская

Лексика. Культура речи

§ 64. Слово и его лексическое значение (окончание)

329. Что обозначают слова позёмка, изморозь, пурга? Найдите в толковом словаре толкование (разъяснение) лексических значений этих слов. Что нового вы узнали об этих словах? Составьте с одним из них распространённое предложение.

330. Укажите лексическое значение выделенных слов. Какие однокоренные слова служат для связи первых двух предложений? В каких предложениях вы можете объяснить употребление запятых?

      24 февраля

    1. Вчера шёл снег, большой, крупный, густой.
    2. И вдруг над всем этим снегопадом засияло безоблачное голубое-голубое небо. 3. В тени снег темноватый, сероватый, а на солнце искрится, блестит, сверкает. 4. Глаз не оторвёшь — так он притягивает к себе.

(Из дневника ученика)

331. Разгадайте кроссворд, используя лексические толкования слов. Запишите под цифрами отгаданные слова.

    По горизонтали:

    1. Плотная плёнка на поверхности остывшего молока. 4. Совокупность предметов одной области применения. 5. Водное растение с красивыми крупными цветками, растущее в основном в странах бассейна Индийского океана.

    По вертикали:

    1. Длинная коробочка или футляр для хранения ручек, карандашей. 2. Сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара, наводнения), подаваемый ударами колокола, на почтовом конверте, которая указывает место назначения и получателя.

Слова для справок: набат, пенал, лотос, пенка, набор, адрес.

332. Составьте свой кроссворд на любую выбранную тему.

333. К чему призывает А. Титович в стихотворении «Слово»?

Не забывай
На праведном* пути

То, что старик Марк Твен
Сказал когда-то:

Ты должен
Слово нужное найти,

А не его
Троюродного брата.

Разъяснять лексическое значение слова можно разными способами, например: а) подбирая близкие по значению слова; б) указывая отличительные признаки предмета, названного словом; в) раскрывая значение частей слова.

334. Запишите объяснение лексического значения слов по образцам.

    1. Лазурный — светло синий, цвета голубого неба. Оранжевый*. Лиловый*.

    2. Пихта — вечнозелёное хвойное дерево с плоской хвоей и с прямостоящими серовато белыми шишками.

    Ель. Сосна.

335. Составьте словосочетания с прилагательными, помещённы ми в рамке, и существительными небо, глаза, море, цвет, незабудка. Какие слова не сочетаются друг с другом?

336. Прочитайте. Какие советы по обогащению речи даёт М. Горький? Приведите толкование слова лексикон. Запишите, правильно расставляя знаки препинания, два высказывания (на выбор) в форме прямой речи. В одном случае слова автора должны стоять до прямой речи, а в другом — после нее.

    1. Обогащайте себя знанием русского языка, читайте таких м..стеров2 словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов.

    2. Надо учиться языку, надо расш..рять свой лексикон*, учиться облекать свои впеч..тления в более совершенную, яркую, пр..стую форму.

    3. Чем проще слово, тем более оно точ(?)но, чем правильнее поставлено — тем больше прид..ёт фразе силы и убедительности.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru