|
|
|
Лексика. Культура речи
§ 64. Слово и его лексическое значение (окончание)329. Что обозначают слова позёмка, изморозь, пурга? Найдите в толковом словаре толкование (разъяснение) лексических значений этих слов. Что нового вы узнали об этих словах? Составьте с одним из них распространённое предложение. 330. Укажите лексическое значение выделенных слов. Какие однокоренные слова служат для связи первых двух предложений? В каких предложениях вы можете объяснить употребление запятых? 24 февраля 1. Вчера шёл снег, большой, крупный, густой.
(Из дневника ученика) 331. Разгадайте кроссворд, используя лексические толкования слов. Запишите под цифрами отгаданные слова. По горизонтали:
1. Плотная плёнка на поверхности остывшего молока. 4. Совокупность предметов одной области применения. 5. Водное растение с красивыми крупными цветками, растущее в основном в странах бассейна Индийского океана. По вертикали: 1. Длинная коробочка или футляр для хранения ручек, карандашей. 2. Сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара, наводнения), подаваемый ударами колокола, на почтовом конверте, которая указывает место назначения и получателя. Слова для справок: набат, пенал, лотос, пенка, набор, адрес. 332. Составьте свой кроссворд на любую выбранную тему. 333. К чему призывает А. Титович в стихотворении «Слово»?
Разъяснять лексическое значение слова можно разными способами, например: а) подбирая близкие по значению слова; б) указывая отличительные признаки предмета, названного словом; в) раскрывая значение частей слова. 334. Запишите объяснение лексического значения слов по образцам. 1. Лазурный — светло синий, цвета голубого неба. Оранжевый*. Лиловый*. 2. Пихта — вечнозелёное хвойное дерево с плоской хвоей и с прямостоящими серовато белыми шишками. Ель. Сосна.
335. Составьте словосочетания с прилагательными, помещённы ми в рамке, и существительными небо, глаза, море, цвет, незабудка. Какие слова не сочетаются друг с другом? 336. Прочитайте. Какие советы по обогащению речи даёт М. Горький? Приведите толкование слова лексикон. Запишите, правильно расставляя знаки препинания, два высказывания (на выбор) в форме прямой речи. В одном случае слова автора должны стоять до прямой речи, а в другом — после нее. 1. Обогащайте себя знанием русского языка, читайте таких м..стеров2 словесного искусства, каковы Пушкин, Гоголь, Лев Толстой, Лесков, Чехов. 2. Надо учиться языку, надо расш..рять свой лексикон*, учиться облекать свои впеч..тления в более совершенную, яркую, пр..стую форму. 3. Чем проще слово, тем более оно точ(?)но, чем правильнее поставлено — тем больше прид..ёт фразе силы и убедительности.
|
|
|