Для справок: прохладный, чистый, только что сорванный, доброкачественный, новый.
342. Выпишите слово хвост вместе с теми словами, которые помогают понять разные значения этого слова, например хвост поезда; хвост лошади. Что общего в лексических значениях указанного слова?
ХВОСТЫ
Есть хвост
У падающих звёзд3,
И у семян
Бывает хвост,
У птиц,
У самолёта —
Он нужен для полёта.
Хвостом корова
Бьёт1 слепней,
Когда они кусаются.
Для скорпионов
Хвост важней:
Они хвостом сражаются!
(Ю. Коринец)
343. Прочитайте стихотворение А. Шибаева «Идет —о том и речь идёт». Какое многозначное слово обыгрывает поэт?
Он мне сказал: «В кино? Идёт!»
Он не спросил: «А что идёт?» —
Мол, это к делу не идёт.
Дают билет — и он идёт.
(Ах, как костюм ему идёт!)
Вдаль наша улица идёт.
Трамвай по улице идёт.
И дождь на улице идёт.
А он пешком себе идёт.
Упорно к цели он идёт.
Идёт! — О том и речь идёт...
344. Прочитайте вдумчиво стихотворение Л. Мартынова «След». Как обыгрывается ключевое слово этого стихотворения? В каких двух значениях употребляется слово след? Выпишите развернутые словосочетания со словом след так, чтобы были ясны лексические значения этого слова.
А ты?
Входя в дома любые —
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звонку клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
345. Сочинение-рассуждение. Как бы вы ответили поэту на поставленный вопрос: «Какой ты след оставишь?» Если никогда раньше не задумывались об этом — задумайтесь и напишите. Пусть для вас вопрос прозвучит так: «Какой я хотел бы оставить след на земле?»
346. Мальчик прочитал предложения и сделал к ним смешные рисунки. Какие многозначные слова он обыграл?
1. Наша школа вышла на субботник. 2. Лодка уткнулась носом в берег. 3. Артиллерист чистил ствол пушки.