|
|
|
Вспоминаем, повторяем, изучаем
§ 7. Орфограмма
Звуковой состав сло́ва на письме передаётся с помощью букв: карандаш, бумага, клей. Различают два вида написаний: по произношению — пишу то, что слышу (например, дом, пар, стол, туман), и не по произношению—пишу не то, что слышу (например, слышу [вада́], а пишу вода).
25. Спишите, подчеркивая в словах одной чертой орфограммы, т. е. на писания не по произношению. Дома́, дуб, ска́зка, столы́; трава́, висе́л, лесо́к, лиса́, топо́р, тяну́л, часы́, ве́чером, широко́, звё́здный.
Орфограммы в словах можно найти по особым «приметам», или опознавательным признакам, например: для орфограмм - гласных букв это гласные без ударения (вено́к, лиса́, ве́тер и др.); гласные после шипящих и ц (шёпот, цифра и др.); для орфограмм - согласных букв это стечение согласных (бумажка, грустный, но ясный, прекрасный и др.), конец слова (сторож, мороз и др.). 26. Прочитайте данные слова, обратите внимание на наличие в них опознавательных признаков орфограмм — гласных букв. Запишите слова под диктовку в два столбика: слева — с опознавательным признаком «гласные без ударения», справа — «гласные после шипящих и ц» Чулок, роса, цирк, весна, часы, ледовый, щука, катить, циркуль, листок. 27. Прочитайте данные слова, обратите внимание на наличие в них опознавательных признаков орфограмм — согласных букв. Запишите слова в два столбика: слева — с опознавательным признаком «стечение согласных», справа - «конец слова». Солнце, дуб, катушка, морковь, серёжка, вкусный, плуг, лестница, огород, опасный, стриж, пробка, мороз, потоп, молотьба, топот.
Орфограммы-буквы (или буквенные орфограммы) могут находиться:
28. Обозначьте значимые части слов, в которых есть орфограммы. Орфограммы подчеркните одной чертой. Поставьте в словах ударения. Образец. Капот, машина, масляный, рулевой, собрать, сдвинуть, отвинтить, о бензине, в масле, скорость.
|
|
|