|
|
|
Морфемика. Орфография. Культура речи
§ 84. Буквы а — о в корне -лаг- — - лож-Рассмотрите слова в рамочке.
Можно ли проверить безударную гласную одного корня другим? Почему? Нельзя. Потому что оба корня — безударные. Ты прав: в этих корнях гласные звуки являются безударными и в произношении совпадают, но обозначаются разными буквами. Это корни с чередованием безударных гласных. Значит, правило о проверочных словах нам подходит или нет? Конечно, нет. Ведь тут нет проверочных слов. Попытаемся сформулировать правило.
447. Составьте и запишите словосочетания с существительными из левой колонки и с подходящими глаголами из правой. Обозначьте корень в именах существительных.
448. Запишите глаголы с корнем -лаг- - -лож-. Используйте приставки у-, по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из-, воз-, пред-, в-, до-. Обозначьте условия выбора чередующихся букв о и а (см. образец в орфограмме №12). Какие из получившихся глаголов могут сочетаться с существительными венок, помощь, путь? 449. Спишите. Укажите слова с корнем -лаг- - -лож-, которые наиболее часто употребляются в речи учителя на уроках русского языка. Изл..жите изученное подробно. Пол..жите ручки, сядьте ровно. Я предпол..гаю, что это изл..жение вы хорошо напишете. Запишите это предл..жение. Распол..жите трудные слова по алфавиту. 450. Опишите рисунок, употребляя глаголы с корнем -лаг- - -лож-: отложить, предлагать, располагаться, расположиться, уложить.
|
|
|