|
|
|
Морфология. Орфография. Культура речи
§ 96. Падеж имён существительных
В рощах птичье пение,
— Весна, весны, весне, весну,
(Я. Аким)
Как изменяется слово весна? Определите падежи и падежные окончания этого слова. 522. От каких слов зависят выделенные существительные в первом и втором предложениях? На какие вопросы они отвечают? Укажите падежи. 1. Ячмень сеют, когда цветёт калина. 2. Когда ячмень колосится, соловей замолкает.
Чтобы правильно определить падеж существительного, нужно: 1) найти слово, от которого зависит существительное; 2) поставить от этого слова к существительному вопрос. 523. Составьте и запишите словосочетания. Обозначьте падеж имён существительных. Образец. Уважать (кого?), уважение (к кому?); презирать (кого?), презрение (к кому?); благодарность (кому? за что?), благодарный (кому? за что?); радоваться (чему?), радость2 (от чего?); гордиться (кем?), гордость (за кого?). 524. Какие ошибки допустил ученик в определении падежа? Чего он не знал? Определите падежи этих слов. Один ученик так определял падеж существительного: «Работа выполнена в тетрадке». «Тетрадке»—окончание -е, дательный падеж. «В тетради не было никаких исправлений». «Тетради»—родительный падеж, потому что окончание -и. 525. Спишите. Подчеркните подлежащие и дополнения, выраженные именами существительными. Обозначьте их падеж.
Всюду и везде трудят(?)ся люди. Строители возводят3 дома. Конструкторы созд..ют новые машины.4 Хлеборобы выращивают пшеницу. Шахтёры добывают уголь. Писатели пишут книги. Детей учат преподаватели. 526. Перепишите, раскрывая скобки. Выделите падежные окончания и подчеркните предлоги. Образец. 1. Выехать из (город, Москва, Томск). Возвратиться из (библиотека, школа, Калуга). Выйти из (класс, магазин, вагон). 2. Выехать с (Урал, Кавказ). Возвратиться с (дача). 527. Составьте 4 предложения на тему «Моя улица», употребив в них существительные с предлогами из-за, у, около, возле. Поставьте к существительным с этими предлогами вопросы, обозначьте падеж существительных. Каким членом предложения они являются? 528. Составьте словосочетания « + существительное в родительном падеже с предлогом из или с». Используйте антонимы к глаголам входить, провожать, приезжать.
|
|
|