|
|
|
О языке и речи
§ 1. Зачем человеку нужен язык (окончание)Например, в 1920 году в джунглях были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. За годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в четыре года. 2. Найдите предложение, которое передаёт главную мысль текста. Спишите без ошибок это предложение, разберите по составу глаголы. 4 1. Спишите без ошибок, объясните, как вы понимаете смысл предложений. 1) Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л. Толстой) 2) Язык — инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. (М. Горький) 3) Язык — удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. (Л. Успенский) 2. К выделенным словам подберите однокоренные.
5. Учимся читать и понимать лингвистический текст 1. Внимательно прочитайте текст о М. В. Ломоносове. Расскажите, что нового вы узнали об учёном. Удивительным человеком был Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711 — 1765). Сын помо́рского крестьянина, он испытывал непреодолимую тягу к учению. В возрасте девятнадцати лет покинул отчий дом и пешком отправился с рыбным обо́зом в Москву. Трудным был путь юноши к науке, но, преодолев все препятствия, он стал великим учёным и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета.
Кроме того, М. В. Ломоносов был создателем русской лингвистики — науки о языке, создателем первой научной грамматики. По этой книге занималось более пятидесяти поколений русских школьников. М. В. Ломоносов всегда подчёркивал, что без грамматики невозможно познать родной язык и науку. «Все науки в грамматике нужду имеют», — писал учёный. И он был прав. Чтобы правильно и грамотно изложить мысль по любому школьному предмету, нужно владеть правилами построения родной речи. 2. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста. 3. Спишите выделенные слова, обозначая корни и объясняя значения. 4. Спишите второй и третий абзацы, начиная со слов М. В. Ломоносов был... Имя и отчество учёного напишите полностью.
|
|
|