Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Строение текста

§ 101. Строение текста типа описания предмета (окончание)

770 Найдите в тексте речевой недочёт. В чём он состоит? Устраните его, воспользовавшись одним из способов правки: а) заменой местоимением; б) заменой синонимичным словом; в) исключением слова из текста.

    Моё любимое дерево — берёза. У берёзы стройный ствол. Кора у берёзы тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви берёз свисают вниз.

771 Удачно ли, по-вашему, выполнил предыдущее задание ученик, если отредактированный им текст выглядит следующим образом.

    Моё любимое дерево — берёза. У неё стройный ствол. Кора у неё тонкая, белая, с тёмными линиями. Ветви у неё свисают вниз.

772 Отредактируйте тексты, устраните повтор.

    1) Васька был чёрный, пушистый, а лапки у него были белые, как в тапочках. Кончик хвоста у него тоже был беленький, будто в мелу испачкан.

    Глаза у него зелёные, а зрачки узкие-узкие.

    2) У моей морской свинки Шуньки одно ухо розовое, а другое — серенькое. А глазки у Шуньки как бусинки. Две лапки у Шуньки беленькие, а две — чёрненькие. У Шуньки острые коготки.

773 Определите тип речи. Найдите глаголы, указывающие на наличие у предмета (лица) определённых признаков.

    Глаза у неё были светлые, смелые, а взгляд быстрый, короткий... Ростом она вышла невелика.

      (С. Сергеев-Ценский)

774 Прочитайте текст. Определите тип и стиль речи. Только ли в «новом» даются признаки? Помогают ли признаки, содержащиеся в группе «данного», лучше представить спаниеля?

    Лохматую и коротконогую собаку, которая после борзых казалась как бы соскочившей с ходуль, звали спаниель. Уши у этой низкорослой испанки свисали до земли, а короткий хвост всё время качался с неустанностью маятника.

      (М. Баранова, Е. Велтистов)

775 Определите, к какому стилю речи относится текст К. Г. Паустовского, в котором описывается пеликан. Какого жанра этот текст?

    Тогда я вспомнил о газете — в неё завёрнута копчёная колбаса. Я бросился к костру, вытряхнул из рюкзака колбасу, расправил засаленную газету и прочёл объявление, набранное жирным шрифтом: «Во время перевозки зверинца по узкоколейной железной дороге сбежала африканская птица пеликан. Приметы: перо розовое и жёлтое, большой клюв с мешком для рыбы, на голове пух. Птица старая, очень злая, не любит и бьёт детей. Взрослых трогает редко. О находке сообщить в зверинец за приличное вознаграждение» .

776 Прочитайте написанное пятиклассником объявление. Удачно ли оно? Если найдёте в объявлении недостатки, помогите автору устранить их.

                        ОБЪЯВЛЕНИЕ

    Пропал щенок по кличке Айк! Кто найдёт, просьба вернуть хозяевам. Порода: доберман-пинчер. Коричнево-желтоватого цвета, с маленькими ушками и большой головой. Неуклюж: похож на бегемотика. Туловище длинное, а ноги короткие. Глаза похожи на пуговки, большие, чёрные.

777. Создаём текст определённого стиля и типа речи Представьте, что у вас пропала собака (кошка). Вы очень хотите найти её. Для этого надо сообщить всем о приметах, признаках вашей собаки (кошки). Какого стиля и какого типа речи текст нужно составить? Напишите такой текст.

778 Сочинение. Представьте, что вам подарили щенка. Вы пишете письмо другу. Вам хочется поделиться с товарищем своей радостью, хочется, чтобы он увидел, представил себе вашего щенка. Какого стиля и какого типа речи текст вы должны составить в этом случае? Напишите сочинение.

Выполнив задание, не забудьте проверить, нет ли в вашем тексте повторов-недочётов. Вспомните, где в описании возможно появление неуместного повтора.

779 Всмотритесь в картину И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин» (см. цветную вклейку, с. 15). Какими предметами, изображёнными на натюрморте, художник любуется? Какие из них он особенно выделил, как это сделал? Выберите один из этих предметов и словами «нарисуйте» его.

780 Перед вами возможные зачины сочинений. Содержится ли здесь основная мысль? Подумайте, сколько абзацев следует построить, чтобы основная мысль была проведена в тексте.

    1) У меня есть котёнок. У него столько любимых занятий!

    2) У наших соседей есть петух. Он очень красивый и храбрый.

781 Познакомьтесь с предложениями со значением оценки. Вдумайтесь в значение имён существительных. Какие типы речи вы будете использовать в сочинении о животном для развития мыслей, выраженных в этих предложениях? Какое начало потребует рассказ о повадках животных, какое — о внешнем виде?

    1) Ну и забияка наш котёнок (щенок, ...)!

    2) Какой красавец этот петух (котёнок, ...)!

    3) Ох и хитрец наш кот (щенок, ...)!

782 Прочитайте возможные начала сочинений. Как передаётся значение оценки? Какое из начал вы хотели бы использовать для своего сочинения? Напишите сочинение. Тему определите сами.

    Какой отвратительный ...! Какая полезная ...! Какой ласковый ...! Ну и трудолюбивый ...! Что за чудо эта ...! Очень хороший ...! Ох и непоседа ...! У какой злой ...! Такой удивительный ...! Это хороший ...! Ух и противный ...! ... очень обидчивый! ... такой трусливый! ... такой смышлёный!

<<< К началу      ГДЗ >>>

 

 

???????@Mail.ru