Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Строение слова

Почему корень, приставка, суффикс и окончание — значимые части (окончание)

110. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Разделите его на части и перескажите каждую часть, стараясь дополнить своими примерами. Какая мысль доказывается в тексте?

Чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу, нужно учитывать значение слова и значение морфемы.

В существительном плащик выделяем суффикс -ик-, который придаёт слову значение «маленький» (плащик — маленький плащ). А существительное каменщик не имеет значения «маленький камень», потому что в нём нет суффикса -ик- с таким значением. В этом слове другой суффикс — -щик-, как и в словах кабельщик, экскаваторщик, сварщик. Все эти существительные обозначают профессию человека. Такое значение придаёт им суффикс -щик-.

Учитывать значения морфем нужно и для того, чтобы определять их правильное написание. Например, чтобы верно написать слово об...жать, нужно знать его значение. Если оно употреблено в значении «бегать», пишем е (обежать вокруг дома). Буква и в корне пишется, если слово обозначает «наносить обиды человеку» (обижать друга). А если слово использовано в значении «любить, боготворить», то пишем букву о (обожает читать стихи).

Определение значения морфем помогает правильно назвать часть речи и форму слова. Так, мы сразу определим, что слово с окончанием -ешь является глаголом в форме единственного числа, 2-го лица, настоящего или будущего времени (сажаешь, играешь, сделаешь).

Итак, значения морфем следует учитывать для того, чтобы:

    1) разобраться в строении слова;

    2) правильно написать морфемы;

    3) определить часть речи и морфологические признаки слова (время, лицо, род, число, падеж).

112 Разберите выделенные слова по составу, пользуясь образцом рассуждения. При определении значения приставок и суффиксов обращайтесь к словарику значения морфем.

Образец рассуждения: Перепишет стихотворение в тетрадь.

Слово перепишет — глагол. Выделяем окончание -ет, которое указывает на форму глагола 3-го лица, единственного числа, будущего времени.

Глагол перепишет обозначает «напишет заново». Значение «заново» придаёт слову приставка пере- (перечитать — «прочитать заново», переделать — «сделать снова»). Обозначаем приставку

Корень -пиш- находим в родственных словах пишет, спишу, запишут. Обозначаем корень

Итак, в слове три морфемы:

    Сидеть на стульчике, уходят из дома, любоваться котёнком, досмотрят фильм.

113 Прочитайте текст. Правильно ли девочка понимает значение слова рождение? Почему она ошиблась в написании этого слова? Сделайте вывод.

Маленькая дочка решила поздравить меня с днём рождения. В слове рождение вместо о она написала а.

— А ведь слово рождение пишется через ор-о-ж-д-е-н-и-е. Оно от слова род, р-о-д, — сказал я.

— Нет, папочка, это слово от слова рад, понимаешь — радость. Я ведь тебя поздравляю с радостью. (По В. Киселёву)

114 1. Проследите за тем, как меняется лексическое значение слова при изменении корня. Сделайте вывод.

2. С данными словами составьте словосочетания и запишите их.

115 1. Выпишите в один столбик однокоренные слова к существительному даль («пространство, отдалённое место»). Объясните написание этих слов. В другой столбик выпишите слова, родственные существительному дол («низина, равнина»). Сделайте вывод.

    Д..лина роз, виднеется вд..ли, приехать изд..лека, широкое раздолье, молча уд..литься.

2. Объясните значение и написание выделенного слова в известной русской загадке По горам, по д..лам ходит шуба да кафтан.

116 Проверьте, сможете ли вы: 1)на примере слова фонариками доказать, что морфема — значимая часть слова; 2) на примере слов горестный, гористый доказать, что при подборе однокоренных слов нужно учитывать их значение.

117. Учимся говорить на лингвистическую тему

Объясните, как вы понимаете эпиграф к разделу «Строение слова». Спишите эпиграф, соблюдая правила орфографии и пунктуации.

<<< К началу      Решенния >>>

 

 

???????@Mail.ru