|
|
|
Строение слова
Почему корень, приставка, суффикс и окончание — значимые части (окончание)110. Учимся читать и понимать лингвистический текст Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух. Разделите его на части и перескажите каждую часть, стараясь дополнить своими примерами. Какая мысль доказывается в тексте?
112 Разберите выделенные слова по составу, пользуясь образцом рассуждения. При определении значения приставок и суффиксов обращайтесь к словарику значения морфем. Образец рассуждения: Перепишет стихотворение в тетрадь. Слово перепишет — глагол. Выделяем окончание -ет, которое указывает на форму глагола 3-го лица, единственного числа, будущего времени. Глагол перепишет обозначает «напишет заново». Значение «заново» придаёт слову приставка пере- (перечитать — «прочитать заново», переделать — «сделать снова»). Обозначаем приставку Корень -пиш- находим в родственных словах пишет, спишу, запишут. Обозначаем корень Итак, в слове три морфемы: Сидеть на стульчике, уходят из дома, любоваться котёнком, досмотрят фильм. 113 Прочитайте текст. Правильно ли девочка понимает значение слова рождение? Почему она ошиблась в написании этого слова? Сделайте вывод. Маленькая дочка решила поздравить меня с днём рождения. В слове рождение вместо о она написала а. — А ведь слово рождение пишется через о — р-о-ж-д-е-н-и-е. Оно от слова род, р-о-д, — сказал я. — Нет, папочка, это слово от слова рад, понимаешь — радость. Я ведь тебя поздравляю с радостью. (По В. Киселёву) 114 1. Проследите за тем, как меняется лексическое значение слова при изменении корня. Сделайте вывод.
2. С данными словами составьте словосочетания и запишите их. 115 1. Выпишите в один столбик однокоренные слова к существительному даль («пространство, отдалённое место»). Объясните написание этих слов. В другой столбик выпишите слова, родственные существительному дол («низина, равнина»). Сделайте вывод. Д..лина роз, виднеется вд..ли, приехать изд..лека, широкое раздолье, молча уд..литься. 2. Объясните значение и написание выделенного слова в известной русской загадке По горам, по д..лам ходит шуба да кафтан. 116 Проверьте, сможете ли вы: 1)на примере слова фонариками доказать, что морфема — значимая часть слова; 2) на примере слов горестный, гористый доказать, что при подборе однокоренных слов нужно учитывать их значение. 117. Учимся говорить на лингвистическую тему Объясните, как вы понимаете эпиграф к разделу «Строение слова». Спишите эпиграф, соблюдая правила орфографии и пунктуации.
|
|
|