|
|
|
Слово как часть речи
§ 25. От чего зависит порядок расположения предложений в текстеПонаблюдайте Перед вами группа предложений. Является ли она текстом? Что нужно сделать, чтобы превратить эту группу предложений в текст? Чем будет определяться последовательность предложений? 1) И народ заметил: снегири прилетели — значит, завтра- послезавтра пойдёт снег. 2) Поэтому эта красногрудая птица и зовётся снегирём. 3) Почти всегда так и бывает. 4) Чуть раньше первого снега появляются снегири. (По Б. Павлову)
158 Найдите среди предложений о снегирях такое, содержание которого понятно без других предложений, и поэтому оно может быть началом текста. Какие предложения несамостоятельны? Найдите в них сигналы зависимости от других предложений.
159 Прочитайте текст. Определите смысловые отношения между предложениями: поставьте вопросы от одного предложения к другому. Попытайтесь изменить последовательность предложений. Почему нельзя этого сделать? Клестов не спутаешь с другими птицами. Ведь клюв у них особенный, ни у кого такого нет. Кончик верхней половинки клюва загнут вниз и влево, а кончик нижней половинки загнут вверх и вправо. Зачем клесту такой чудной клюв? Повиснет клёст на еловой шишке, засунет свой сильный загнутый клюв под чешуйку шишки и достанет, как щипчиками, еловые семена. (Б. Павлов)
150 Превратите группу предложений в текст. Определите смысловые отношения между ними и расставьте предложения в нужной последовательности. Как вы будете искать первое предложение текста? ВАСЮТКИНО ОЗЕРО 1) Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! 2) Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. 3) Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. 4) Ещё бы! 5) Много ещё, очень много в нашей стране безымянных озёр и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное. 6) Это озеро не отыщешь на карте. 7) Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озёра уже известны и что у каждого есть своё название. (По В. Астафьеву) 161 Постройте текст. Начните его предложением Здесь всё было не так, как летом. Как должна развиваться мысль? Определите смысловые отношения между предложениями.
|
|
|