Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Слово как часть речи

§ 26. Абзац как часть текста

Микротема текста. Абзац

Выражая мысль, автор чаще всего движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой.

162 Определите тему текста. Как можно озаглавить отрывок? Как развивается мысль? Какие микротемы включает данная тема?

    Руки его с истинно жонглёрской ловкостью показывали фокусы.

    Поставит на ладонь полную соли солонку, круто наклонённой ладонью совершит полукруг в воздухе, и не только сама она, словно гвоздями приколоченная, не падает на пол, но даже и соль каким-то чудом не сыпется.

    Да что солонка! Его слушались стулья. Стул покорно стоял минуты две на указательном пальце — и не падал. Жонглёр извивался, приплясывал, гнулся, удерживая стул от падения, а стул благодаря этим извивам не падал, стоял ножкой на указательном пальце.

    Ещё была палка. Короткая толстая дубина. Он подбрасывал её и ловил, всё быстрее, быстрее, быстрее; она кружилась в воздухе, как толстенная спица.

                       (Л. Чуковская)

Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которая называется абзацем.

Каждый абзац на письме выделяют красной строкой — небольшим отступом.

163 Озаглавьте текст. Определите его тему. Выделите микротемы. Составьте и запишите план текста. Объясните использование красной строки.

    У нас в доме стало твориться что-то непонятное.

    Началось всё с того, что из кухни вдруг исчезла половая тряпка. Обыскали все комнаты, так и не нашли.

    Через несколько дней обнаружилась вторая пропажа. Проснулся я утром, хотел надеть носки, а их нет. Куда же они девались? Помню хорошо, что положил прямо на тапочки. Тапочки на месте, а носки пропали.

    Потом у мамы чулок исчез. Один на полу возле постели лежит, а второго нет. Чудеса да и только!

    Какой же такой жулик-шутник в нашем доме завёлся?

    Этого жулика в конце концов я и поймал. Вернее, он сам на месте преступления попался.

    Как-то под утро, на рассвете, просыпаюсь и чувствую, что с меня простыня сползает. Хотел натянуть, а она ещё дальше ползёт. Что такое? Привстал, гляжу — у постели Барсик. Ухватил зубами простыню за самый конец и тянет её. Я не стал мешать. Наблюдаю, что дальше будет. А Барсик тем временем стащил простыню на пол и поволок в свой домик. Влез в него и простыню начал туда же затаскивать. Половину втащил, а другая не входит, так на полу и осталась.

    После этого случая мы открыли крышку в Барсиковом домике, всё его гнездо распотрошили и все пропавшие вещи нашли.

                       (Г. Скребицкий)

164 Прочитайте текст. Как, по вашему мнению, назвал эту миниатюру автор — писатель Юрий Куранов? Имейте в виду, что в названии отражена тема текста.

Выделите абзацы. Составьте план текста. Переписывая текст, каждый абзац начинайте с красной строки.

    Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины. Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждёт, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его несёт удивительно чёрная туча. Жёсткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагам гул. Вечерами дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полночи пробьются в небе звёзды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сиянием. Словно и самому дождю радостно, что он пришёл без мглы, такой весёлый.

165 Проанализируйте план сочинения на тему «Краски золотой осени». Все ли подтемы соответствуют теме сочинения? Исключите лишние, которые приведут к уходу от заданной темы.

    1. Осенние берёзы.

    2. Яркая рябина.

    3. Осины.

    4. Зелёные ёлочки.

    5. Осенние работы в полях.

    6. Сборы птиц в дорогу.

166 Посмотрите на фотографию опавших осенних листьев (см. цветную вклейку, с. 10). С чем можно сравнить эту картину? Из чего состоит осенний ковёр? Какие предметы будете описывать, чтобы передать содержание фотографии? Сколько абзацев вы построите? Найдите точные слова для передачи признаков предметов. Какие из данных прилагательных можно использовать при описании листьев, желудей, веточек: сухие, пожухлые, бурые, желтоватые, красные, зеленоватые, коричневые, засохшие? Какие словосочетания вам, возможно, понадобятся? Дайте описание осеннего ковра.

167 Составьте план сочинения на одну из тем: «Однажды зимой», «Самый счастливый день», «Наша общая любимица». Напишите сочинение на эту тему.

Строение абзаца

В абзаце обычно выделяют зачин (или начало), развитие мысли, конец (или концовку).

168 Прочитайте отрывок. Проследите за строением абзаца: где делается заявка на тему, где она разрабатывается, где тема исче́рпана? Выделите основные части абзаца: зачин, развитие мысли, конец.

    Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах. Ярко горели лампы, и всё пел и пел нехитрую песню медный самовар-инвалид. Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно — может быть, оттого, что стёкла запотевали и не было видно берёзовой ветки, день и ночь стучавшей в окно.

                        (По К. Паустовскому)

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru