Вы, конечно, не раз слышали и сами произносили слова русский язык, русская речь, но, наверное, никогда не задумывались над тем, чем различаются понятия «язык» и «речь». Попробуем это выяснить.
Представьте себе, что в памяти людей имеется огромная «кладова́я». В ней множество полок и ячеек, где хранятся различные средства языка, которыми пользуются люди, когда говорят или пишут. Например, на одной полке по разным ячейкам разложены части слов: приставки, корни, суффиксы, окончания; на другой — готовые слова, отдельно имена существительные, отдельно имена прилагательные, глаголы, местоимения; на третьей — образцы (модели) предложений. Можно взять несколько слов и из них, выражая какую-то мысль, построить предложение. А потом одно из слов, показавшееся недостаточно точным, заменить другим, с той же полки; в другом же слове, скажем существительном, заменить суффикс, взяв его с первой полки, — мысль окажется выраженной более чётко.
Для устной речи в этой «кладово́й» есть отделение звуков, где, не смешиваясь друг с другом, хранятся гласные и согласные. Беря нужные звуки и выстраивая их один за другим, мы получаем звучащее слово.
Эта огромная, сложно устроенная «кладова́я» — наша память. В ней хранятся в образцовом порядке (в системе) все средства языка — фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические. А что же такое речь?
Речь — это использование людьми запасов «кладово́й» во время общения друг с другом, то есть речь — это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.
На уроках русского языка мы будем, во-первых, знакомиться с «кладовой», её запасами и устройством, то есть изучать язык, а во-вторых, учиться умело пользоваться запасами «кладовой» — языковыми средствами — для общения с другими людьми, то есть развивать свою речь.
|