Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

О языке и речи

§ 3. Что такое речь

9. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль.

Вы, конечно, не раз слышали и сами произносили слова русский язык, русская речь, но, наверное, никогда не задумывались над тем, чем различаются понятия «язык» и «речь». Попробуем это выяснить.

Представьте себе, что в памяти людей имеется огромная «кладова́я». В ней множество полок и ячеек, где хранятся различные средства языка, которыми пользуются люди, когда говорят или пишут. Например, на одной полке по разным ячейкам разложены части слов: приставки, корни, суффиксы, окончания; на другой — готовые слова, отдельно имена существительные, отдельно имена прилагательные, глаголы, местоимения; на третьей — образцы (модели) предложений. Можно взять несколько слов и из них, выражая какую-то мысль, построить предложение. А потом одно из слов, показавшееся недостаточно точным, заменить другим, с той же полки; в другом же слове, скажем существительном, заменить суффикс, взяв его с первой полки, — мысль окажется выраженной более чётко.

Для устной речи в этой «кладово́й» есть отделение звуков, где, не смешиваясь друг с другом, хранятся гласные и согласные. Беря нужные звуки и выстраивая их один за другим, мы получаем звучащее слово.

Эта огромная, сложно устроенная «кладова́я» — наша память. В ней хранятся в образцовом порядке (в системе) все средства языка — фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические. А что же такое речь?

Речь — это использование людьми запасов «кладово́й» во время общения друг с другом, то есть речь — это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.

На уроках русского языка мы будем, во-первых, знакомиться с «кладовой», её запасами и устройством, то есть изучать язык, а во-вторых, учиться умело пользоваться запасами «кладовой» — языковыми средствами — для общения с другими людьми, то есть развивать свою речь.

10. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте текст. Перечислите основные условия, необходимые для речевого общения.

    УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Итак, чтобы сказать что-то другому человеку, мы обращаемся к языку и с помощью его средств строим речь. Какие же условия необходимы для того, чтобы языково́е средство вышло из «кладовой» и стало речью? Рассмотрим пример.

Представь себе, что ты с товарищем собираешься перейти улицу. Вдруг из-за угла выскочила машина, которую твой спутник ещё не видит. «Машина!» — воскликнешь ты и остановишь товарища.

Выделим в описании этой ситуации речь героя («Машина!») и определим «адрес» использованного языкового средства в «кладовой» нашей памяти (машина — имя существительное, женского рода, в форме единственного числа, именительного падежа).

А теперь задумаемся над тем, при каких условиях языковое средство стало речью.

В о п р о с ы-подсказки.

1. Если бы ты переходил улицу один, стал бы ты самому себе вслух говорить: «Машина!»?

2. Почему, заметив опасность, ты сказал о ней товарищу? Что заставило тебя заговорить?

3. Если бы рядом с тобой был иностранец, который не знает русского языка, имело бы смысл обращаться к нему по-русски?

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru