|
|
|
Лексика. Словообразование. Правописание
§ 36. Как образуются слова в русском языке (окончание)292. 1. Словарный диктант. Увядают гвоздики и ромашки, сражаться с неприятелем, удивительная информация, человек, воображение, недоразумение, замечательный, увлекаться чтением, лингвистика, морфология. 2. Выделенные глаголы иллюстрируют одно орфоэпическое и одно орфографическое правило. Какие? 293 Образуйте и произнесите вслух слова, соответствующие указанным моделям. Запишите эти слова. Понаблюдайте, какие фонетические изменения происходят в корне при присоединении суффикса. Отражаются ли эти изменения на письме? Объясните написание ъ в словах второй группы.
294 1 Прочитайте вслух слова. Какой способ образования их объединяет? Пеш..ход, электр..воз, секунд..мер, животн..вод, газ..прово́д, сам..свал, лед..кол, снег..очиститель, стекл..рез, вод..провод, сам..вар, сад..вод, глаз..мер, кон..вод. 2. Спишите слова, объясняя выбор пропущенной буквы и способ образования слова. Образец записи: 295 Расскажите об одной из морфем по плану. 1. Что это за морфема? 2. Для чего используется в языке? 3. Где обычно стоит в слове? Учимся говорить на лингвистическую тему Рассмотрите схему. Используя её, расскажите об основных способах образования слов в русском языке.
297. Учимся читать и понимать лингвистический текст Познакомьтесь с планом и образцом словообразовательного разбора. Сравните их с планом и образцом морфемного разбора слова (с. 103) и сделайте выводы.
ОБРАЗЕЦ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА: Перечитали (книгу) 1. Начальная форма — перечитать. 2. Значение слова — «читать снова, ещё раз». Значение «снова, ещё раз» передаётся с помощью приставки пере-. Слово образовано от глагола читать.
3. Приставочный способ. 298 Выполните словообразовательный разбор следующих слов. Избушка, пронести, чернослив, лесистый, пароход.
|
|
|