Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Лексика. Словообразование. Правописание

§ 36. Как образуются слова в русском языке (окончание)

292. 1. Словарный диктант.

    Увядают гвоздики и ромашки, сражаться с неприятелем, удивительная информация, человек, воображение, недоразумение, замечательный, увлекаться чтением, лингвистика, морфология.

2. Выделенные глаголы иллюстрируют одно орфоэпическое и одно орфографическое правило. Какие?

293 Образуйте и произнесите вслух слова, соответствующие указанным моделям. Запишите эти слова. Понаблюдайте, какие фонетические изменения происходят в корне при присоединении суффикса. Отражаются ли эти изменения на письме? Объясните написание ъ в словах второй группы.

294 1 Прочитайте вслух слова. Какой способ образования их объединяет?

    Пеш..ход, электр..воз, секунд..мер, животн..вод, газ..прово́д, сам..свал, лед..кол, снег..очиститель, стекл..рез, вод..провод, сам..вар, сад..вод, глаз..мер, кон..вод.

2. Спишите слова, объясняя выбор пропущенной буквы и способ образования слова.

Образец записи:

295 Расскажите об одной из морфем по плану.

    1. Что это за морфема?

    2. Для чего используется в языке?

    3. Где обычно стоит в слове?

Учимся говорить на лингвистическую тему

Рассмотрите схему. Используя её, расскажите об основных способах образования слов в русском языке.

297. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Познакомьтесь с планом и образцом словообразовательного разбора. Сравните их с планом и образцом морфемного разбора слова (с. 103) и сделайте выводы.

ПЛАН СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА

1. Записать слово в начальной форме.

2. Установить лексическое значение слова и определить, как оно образовано: записать слово, от которого оно образовано, обозначить в нём исходную основу и указать словообразующую морфему.

3. Определить способ образования слова.

Oбратите внимание!

Имейте в виду, что чаще всего используются способы словообразования, в которых принимают участие морфемы:

  • суффиксальный;
  • приставочный;
  • приставочно-суффиксальный;
  • бессуффиксный (с помощью нулевого суффикса); сложение разных видов (с соединительной гласной о (е), без соединительной гласной, с одновременным присоединением суффикса, сокращение основ).

    Кроме того, используются и неморфемные способы образования слов:

  • переход слова из одной части речи в другую;
  • сращение словосочетания в одно слово.
  • ОБРАЗЕЦ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗБОРА:

    Перечитали (книгу)

    1. Начальная форма — перечитать.

    2. Значение слова — «читать снова, ещё раз». Значение «снова, ещё раз» передаётся с помощью приставки пере-. Слово образовано от глагола читать.

    3. Приставочный способ.

    298 Выполните словообразовательный разбор следующих слов.

      Избушка, пронести, чернослив, лесистый, пароход.

    <<< К началу      Решенния >>>

     

     

    ???????@Mail.ru