280. Учимся читать и понимать лингвистический текст
Вслух прочитайте текст. Перескажите его, отвечая на вопросы.
1) С помощью какой морфемы образуются формы слова?
2) О каких способах образования слов вы узнали?
3) Как образуются слова с помощью суффикса, приставки?
4) Как образуются слова способом сложения?
— исходная mчасть слова, к которой присоединяется суффикс или приставка при образовании слова
Какие морфемы участвуют в образовании слов? Подходит, например, для этой работы окончание? Конечно, нет. Оно выполняет другую работу в русском языке — образует разные формы одного и того же слова. Вспомните, что обозначает эта схема:
Для образования слова с новым лексическим значением используются суффиксы и приставки. Они присоединяются к исходной части слова или к целому слову. В результате появляется новое слово:
В зависимости от того, какая морфема используется для образования слов, различаются основные способы образования.
1. Суффиксальный способ (с помощью суффикса):
2. Приставочный способ (с помощью приставки):
3. Сложение — способ словообразования, при котором происходит объединение (сложение) частей двух (иногда трёх и более) слов с помощью соединительных гласных о, е или без них:
Итак, окончание используется для образования форм слова; суффикс и приставка — для образования новых слов. А корень? Корень является главной частью слова, всегда присутствует в разных формах слова и в однокоренных словах, образованных приставочным, суффиксальным способом и сложением.
281 Определите, от каких слов образованы данные слова и каким способом.
При суффиксальном способе образования слов изменяемых частей речи добавляется суффикс, который обязательно требует после себя окончания определённой части речи. Вот почему, письменно объясняя, как образовано изменяемое слово, нужно в скобках после суффикса указывать окончание начальной формы этого слова:
282 1. От данных слов образуйте новые по образцу: Можно ли по этой схеме догадаться о морфологических признаках нового слова (часть речи, род, число, падеж)? Докажите.
2. Объясните, почему данные слова разделены на две группы. От слов какой группы образуются существительные со значением «человек»? Какая морфема придаёт словам это значение?
283 От указанных слов образуйте и запишите существительные со значением «музыкант, играющий на ...». Какие морфемы вы использовали для образования таких слов? Как называется этот способ образования? В случае сомнения в написании слов смотрите в орфографический словарь.