Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Лексика. Словообразование. Правописание

§ 38. Правописание чередующихся гласных а—о в корнях -лаг- // -лож-, -рос- // -раст- (-ращ-)

306 1. По какому признаку слова с безударными гласными в корнях распределены на две группы?

багровый
оранжевый
лиловый
сиреневый
фиолетовый

удивительный
очаровательный
прелестный
соблазнительный
увлекательный

2. Со словами левого столбика составьте словосочетания или предложения, буквы непроверяемых гласных подчеркните.

3. К словам правого столбика подберите, где сможете, проверочные слова и обозначьте ударение.

Понаблюдайте

Как произносятся и как пишутся гласные в корнях данных слов?

Корни -лож- и -лаг- (предложение, полагать, сложение, предположение и др.) являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: о в корне -лож- и а в корне -лаг-.

307 Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Образец рассуждения: Пишу букву о, потому что корень -лож-; пишу букву а, потому что корень -лаг-.

    Распол..жение (лагеря), пол..гаться (на друга), предл..жить (помощь), (пишешь) изл..жение, (изучаешь) прил..гательное, пол..жение (трудное), перел..гать (стихи своими словами).

308 Запишите свои примеры слов с корнями -лож-, -лаг-.

Корни -рос-//-раст- (ращ) — это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется а (раст-и, вы-ращ-ива-ть), а если этих букв нет, в корне пишется о: росли. Исключение: росток, отрасль.

Образец рассуждения: В слове росли пишу букву о, так как в корне -рос- нет буквы т или щ; в слове расти пишу букву а, так как в корне -раст- есть буква т; в слове вы́ращенный пишу букву а, так как в корне -ращ- есть буква щ.

309 Вставьте нужный вариант корня: -рос-, -раст- или -ращ-. Подчеркните букву о или а.

310 К словам росли, расти напишите однокоренные с приставками вы-, за-, в-, вз-, раз-, под-. Корень обозначьте.

311 Кто больше? Подберите и запишите слова с корнями -рос- и -раст- (-ращ-).

312 1. Заполните таблицу, выбрав из текста нужные слова с орфограммой в корне.

    Тропинка почти заросла, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый, зарастающий осокой луг. Дальше находился широкий овраг, а направо раскинулась чудесная поляна. На ней уютно расположилась лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых.

2. Попробуйте составить схемы сложных предложений с союзами.

3. Запишите текст под диктовку.

Решенния >>>

 

 

???????@Mail.ru