|
|
|
Лексика. Словообразование. Правописание
§ 38. Правописание чередующихся гласных а—о в корнях -лаг- // -лож-, -рос- // -раст- (-ращ-)306 1. По какому признаку слова с безударными гласными в корнях распределены на две группы?
2. Со словами левого столбика составьте словосочетания или предложения, буквы непроверяемых гласных подчеркните. 3. К словам правого столбика подберите, где сможете, проверочные слова и обозначьте ударение. Понаблюдайте Как произносятся и как пишутся гласные в корнях данных слов?
307 Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Образец рассуждения: Пишу букву о, потому что корень -лож-; пишу букву а, потому что корень -лаг-. Распол..жение (лагеря), пол..гаться (на друга), предл..жить (помощь), (пишешь) изл..жение, (изучаешь) прил..гательное, пол..жение (трудное), перел..гать (стихи своими словами). 308 Запишите свои примеры слов с корнями -лож-, -лаг-.
Образец рассуждения: В слове росли пишу букву о, так как в корне -рос- нет буквы т или щ; в слове расти пишу букву а, так как в корне -раст- есть буква т; в слове вы́ращенный пишу букву а, так как в корне -ращ- есть буква щ. 309 Вставьте нужный вариант корня: -рос-, -раст- или -ращ-. Подчеркните букву о или а.
310 К словам росли, расти напишите однокоренные с приставками вы-, за-, в-, вз-, раз-, под-. Корень обозначьте. 311 Кто больше? Подберите и запишите слова с корнями -рос- и -раст- (-ращ-). 312 1. Заполните таблицу, выбрав из текста нужные слова с орфограммой в корне.
Тропинка почти заросла, и мы с трудом угадывали дорогу. Вот знакомый, зарастающий осокой луг. Дальше находился широкий овраг, а направо раскинулась чудесная поляна. На ней уютно расположилась лесная сторожка. Мы сразу почувствовали себя как дома и стали устраиваться на отдых. 2. Попробуйте составить схемы сложных предложений с союзами. 3. Запишите текст под диктовку.
|
|
|