|
|
|
Лексика. Словообразование. Правописание
§ 39. Буквы о — ё после шипящих в корнях словПонаблюдайте 1. Сравните две группы слов. В корнях слов какой группы есть орфограммы гласных? Почему?
2. К словам первой группы подберите однокоренные с безударными гласными в корне (с орфограммами). Какую букву надо написать? Почему? 3. Можно ли к словам шов, крыжовник подобрать однокоренные с безударной гласной после шипящих? А к словам жёлудь, щёлочь? Когда после шипящих под ударением в корне надо писать букву о, а когда — букву ё?
313 Дополните запись словами с буквами о — ё после шипящих. 1) Трущоба, .... 2) Жёлтый (желтеть), ... . 3) Шоколад, .... 314 Выпишите слова с буквой ё после шипящих. Объясните написание корней.
315 1. Составьте словосочетания или предложения с иноязычными словами, в которых пишется о после шипящих. Шомпол, шоколад, шоссе, шофёр, жонглёр. 2. Прочитайте словосочетания или предложения с выделенными словами. Проверьте себя по орфоэпическому словарику. 3. Объясните лексическое значение слова шомпол. В случае затруднения обратитесь к толковому словарику учебника. 316 Спишите, объясняя написание слов с пропущенными буквами. Щ..лкнул выключатель, заж..гся свет, и окно стало ч..рным. Исчезли оч..ртания деревьев, слышался только шум идущих по ш..ссе машин. Но скоро и он стихнет. Опустится ночь с её осторожными ш..рохами и невнятным ш..потом.
317 1. Из данных словосочетаний выберите и запишите те, которые включают слова с ударными о — ё в корне после шипящих, в скобках запишите однокоренные слова. Образец рассуждения: отрастающая чёлка (чело). Кусты крыжовника, трудолюбивая пчёлка, меховой капюшон, печёт пирожки, расщепить полено, дешёвый билет, чопорный старик, зеленеющий бережок, тушёные овощи, тоненькие жёрдочки, с зажжённой свечой, рассказ искажён. 2. Какие слова вы не выписали и почему? 3. На основе какого правила пишется буква е в слове расщепить? 318 Составьте словосочетания с каждым словом и объясните написание гласных о — ё после шипящих. Шорох, чёрный, жёлтый, растолчённый, печёшь, лжёшь, несёшься, решётка, чёлка, пошёл, шов. Учимся говорить на лингвистическую тему 1. Таблицу «Виды орфограмм в корне» (упр. 312) дополните ещё одной графой: «Буквы о — ё после шипящих». Приведите примеры. 2. На основе таблицы подготовьте сообщение «Виды орфограмм в корне слова»
|
|
|