334. Учимся читать и понимать лингвистический текст
1. Прочитайте текст. Объясните, по каким причинам устаревают или совсем исчезают слова.
На всех словах — события печать,
Они дались недаром человеку.
С. Я. Маршак
1) В русском языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются всё реже и реже, а некоторые даже и вовсе умирают. Почему так происходит? Да потому, что беспрерывно меняется жизнь человека. Уходит из жизни какой-то предмет, явление — и слово постепенно забывается, а если и употребляется, то в текстах, рассказывающих о старине: кольчуга, смерд, помещик, зе́мство, уря́дник...
Слова, которые перестали употребляться в повседневной жизни, называются устаревшими.
2) Много в русском языке и таких устаревших слов, которые обозначают вполне современные и хорошо знакомые нам вещи. Но так случилось, что эти старые названия стали забываться потому, что вместо них давно уже используются слова-синонимы: щёки, а не ланиты, палец вместо перст, шея вместо вы́я, очень, а не зело́, чтобы вместо дабы́. Ещё примеры: си́речь (то есть), поне́же (потому что), викто́рия (победа), ветри́ло (парус), шу́йца (левая рука), и́же (который), ве́жды (глазные веки), доко́ль (пока), отрокови́ца (девочка-подросток), тать (вор), по́слух (свидетель), смерд (крестьянин), клюка́ (хитрость), туга́ (печаль), ча́га (рабыня), ко́монь (конь), бруд (грязь), блиста́вица (молния), говя́д (скот), кур (петух), езде́ц (всадник).
2. Выпишите из текста устаревшие слова вместе с современными синонимами.
335 1 Выразительно прочитайте текст. Найдите устаревшие слова. Установите, можно ли их заменить синонимами.
СКОЛЬКО УГЛОВ В ДЕРЕВЕНСКОЙ ИЗБЕ
Любой угол в наших городских квартирах — угол, и только. А в крестьянской же речи изд..вна отм..чался особым словом каждый из углов ж..лья в отдельности.
Красный угол в избе — передний, св..той, образно́й, старший, где иконы и стол. Обычно по утрам солнышко прон..кало в избу через окна, расположенные в этом углу. Их так и называли — красные окна.
Второй по ст..ршинству угол — середа, куть. Находится он напротив дверей рядом с красным. Называли его ещё бабьим углом, потому что рядом п..чное устье, где женщина занималась приготовлением пищи. Там обычно хозяйка и сп..ла.
Третий угол также связан с печью и потому так и назывался — печной, стр..пной. Четвёртый— задний, коник, дв..рной. Здесь спал хозяин как страж дома. И как было не д..вать углам разные названия, если у каждого своё назн..чение, свой «наряд», если с каждым были связаны свои обычаи и приметы.
2. Выпишите слова с пропущенными буквами, выделяя корни и объясняя их написание через подбор однокоренных проверочных слов.
336 Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова «Иван- царевич на Сером Волке» (см. цветную вклейку, с. 4). Эта картина написана по сюжету русской народной сказки. О чём эта сказка? Какой эпизод запечатлел художник на картине? Как В. М. Васнецову удалось передать стремительный бег Серого Волка? Что чувствуют герои этой картины? Опишите их одежду, используя устаревшие слова парча, голевой, кафтан, кушак, сафьяновый, скатный (жемчуг), червлёный, яхонты. По толковому словарику учебника определите лексическое значение этих слов. Произнесите эти слова правильно.
337 Объясните происхождение и смысл выражений. Определяя лексическое значение устаревших слов, пользуйтесь толковым словариком.
1) Семи пяде́й во лбу. 2) Сам с ноготок, а борода с локоток. 3) Не отдать ни пя́ди земли. 4) Как аршин проглотил. 5) Мерить на свой аршин. 6) От горшка два вершка. 7) За́ семь вёрст киселя хлебать.
338. Учимся говорить на лингвистическую тему
Подготовьте небольшое сообщение на тему «О чём рассказывают устаревшие слова».
339. Учимся читать и понимать лингвистический текст
Познакомьтесь с планом и образцом лексического разбора слова. Постарайтесь объяснить, с какими сложностями сталкивается ученик при проведении этого разбора и как их можно избежать.
ПЛАН ЛЕКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА
1. Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
2. Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
4. Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенности употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
5. Установить происхождение слова (с помощью словаря) — исконно русское или заимствованное.
Oбратите внимание!
При проведении лексического разбора слова нужно использовать разные виды словарей: толковый, этимологический, синонимов, антонимов, омонимов и др. Помните, что разные виды лингвистических словарей можно найти в Интернете.