|
|
|
Лексика. Словообразование. Правописание
§ 46. Что изучает стилистика363. Учимся употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации. 1. Прочитайте тексты. О чём говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? 1) С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. 2) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём плюс 15—17°. 3) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло. 2. Где может быть использовано каждое высказывание? Можно ли в домашнем разговоре (с сестрой, мамой, бабушкой) использовать первый или второй текст, а вместо сообщения о погоде передать по радио или телевидению первый и третий тексты? Почему? 3. Какова задача каждого высказывания? Каким текстом вы воспользуетесь, если вам надо будет нарисовать картину сентябрьского дня? сообщить точные сведения о погоде? поделиться впечатлениями о ней?
364 Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка? Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: сначала те, которые обозначают неофициальную обстановку, затем те, которые обозначают официальную обстановку. Дома, на работе, в школе на уроке, в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке в лесу, в магазине, в поликлинике, в общественном транспорте, в гостях у знакомых, на собрании. 365 Подберите к прилагательному слова, близкие по значению. Неофициальная обстановка —... Официальная обстановка —... Для справки: деловая, домашняя, непринуждённая, строгая. 366 Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие? Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: выражения, которые обозначают процесс а) общения, б) сообщения, в)воздействия. Отвечать урок, здороваться со старшими, сделать замечание нарушителю дисциплины, поделиться летними впечатлениями с товарищами, сделать доклад в кружке, объяснить задачу отстающему, пригласить ребят в поход, обсудить с ними маршрут, дать сведения о местности, возбудить интерес к какому-либо делу, разбудить воображение или фантазию. 367 1. Прочитайте ещё раз тексты, помещённые в упр. 363. Одного они стиля или разных? Почему вы так считаете? Укажите, в каких речевых ситуациях может быть использован каждый из них. Речевую ситуацию обозначьте кратко. Образец записи: 2. Ответьте на вопросы. 1. От чего зависит стиль наших высказываний? 2. Что входит в понятие речевой ситуации? 3. Что изучает стилистика?
|
|
|