|
|
|
Синтаксис и пунктуация
§ 49. Что изучают синтаксис и пунктуацияКак из букв составляются слоги, из слогов
Аполло́ний Ди́скол Знаки ставятся по силе разума. М. В. Ломоносов
Понаблюдайте Есть ли смысл в том, что написано в первой строчке? А во второй? Попытайтесь ответить на вопрос, почему это происходит. Ветви, над, сочный, дуга, вода, перегнуться. Ветви сочные дугою перегнулись над водою.(А. Фет) 384 Выразительно прочитайте предложения. Докажите, что постановка знаков препинания зависит от смысла высказывания. 1) Как он ответил? — Как, он ответил? — Как он ответил! 2) Меня зовут Вера. — Меня зовут, Вера.
385 Прочитайте текст. Какова его основная мысль? В книге «Знаки препинания», вышедшей в 1883 году, её автор, В. И. Ган, пишет: «Один преступник, осуждённый на смертную казнь, подал королю прошение о помиловании. Великодушный король наложил на прошение резолюцию: «Помиловать, не следует казнить». Но секретарь по ошибке переставил запятую, и резолюция получилась в таком виде: «Помиловать не следует, казнить». 386 1. Разделите текст на предложения и запишите его. Подчеркните в предложениях главные члены. Утро тихо золотится в лучах летнего солнца гладь реки рыбаки пристроились на берегу ждут улова. 2. Какой частью речи являются выделенные слова? Докажите. 3. Сделайте устный орфоэпический разбор выделенных слов. 387. Учимся читать и понимать лингвистический текст 1. Выразительно прочитайте текст. Александр Матвеевич ПЕШКО́ВСКИЙ (1878—1933) был выдающимся учёным- лингвистом. Главная книга А. М. Пешковского посвящена синтаксису. Она появилась, когда учёный работал учителем в московской гимназии. А. М. Пешковский хотел познакомить своих учеников с истинной, научной грамматикой родного языка.
А. М. Пешковский считал, что только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным, помогает ему ясно и правильно выражать свои мысли. Он верил в то, что наука должна быть понятна и нужна каждому маленькому гражданину нашего Отечества. 2. Спишите второй абзац текста. Устно объясните, согласны ли вы с теми мыслями, которые высказаны в этой части текста. 3. Выпишите из текста лингвистические термины. Произнесите их правильно. Объясните лексическое значение этих терминов. 4. Выполните лексический разбор выделенного слова.
388. Учимся говорить на лингвистическую тему. Объясните, как вы понимаете смысл эпиграфов к разделу «Синтаксис и пунктуация».
|
|
|