|
|
|
Синтаксис и пунктуация
§ 50. Словосочетание (продолжение)395 1 Заполните таблицу примерами из упражнения. Устно объясните написание вставленных букв.
Радос(н, тн)ое настроение, спусти(т, ть)ся в д..лину, удивительное путешествие, восх..ща(т, ть)ся природой, устремиться к берегу, говорить о чес(н, тн)ости, пож..леть маму, а(к, кк)уратно написать. 2. Запишите проверочные слова к выделенным.
396 Выпишите сначала слова, затем словосочетания и, наконец, предложения.
397 Составьте с данными словами словосочетания, затем включите их в предложения. Образец записи: Урок — интересный урок. Интересный урок мы запомнили надолго. Успех, чувство, знание, яркий, уходит. 398 1 Спишите предложения. Подчеркните в них главные члены, а затем выпишите словосочетания.
1) Шумела полно́чная вьюга в лесной и глухой стороне. (А. Фет) 2) В полумраке прозрачный вьётся огонёк. (А. Фет) 3) С горы бежит поток проворный. (Ф. Тютчев) 4) Яркий свет сиял в долине. (Ф. Тютчев) 5) Застал нас ливень далеко от дома. (А. Майков) 6) В тёмном небе вспыхнула и покатилась звезда. (И. Бунин) 2 Подчеркните сочетания букв, в которых никогда не пишется ь. 3. Выпишите слова с разделительным ь. Запишите два слова с разделительным ъ. 4 Выполните лексический разбор выделенного слова.
399 По образцу заполните таблицу данными словосочетаниями. Объясните выбор букв в корнях слов.
Объед..нить усилия, разъ..рённого зверя, страс(н, тн)ое желание, ск..льзить по льду, учас(н, тн)ик войны, серьёзное увлеч..ние, громко свис(н, тн)уть, окрес(н, тн)ости Москвы, ч..деса природы, вя..кая тр..сина, сп..ртивные сост..зания, уд..литься от леса, прибл..жение шума, изучаешь гра(м, мм)атику, пригл..сить гостей. 400 1. Сравните два ученических сочинения. В каком из них говорится о признаках предмета, а в каком — о его действиях? Определите тип речи каждого текста. 1) Как хорош был гусь! Белый, с чёрным носом и чёрными лапами, длинной, гибкой, красивой шеей. Он спокойно плавал между камышами. 2) Между камышами спокойно проплыл белый гусь. Он наклонил голову в воду, словно искал там что-то. Вдруг гусь вскинул голову вверх. В клюве у него блеснула рыбка. 2. Какие словосочетания помогают «нарисовать» гуся, передать отношение к нему? Какие — передать последовательность действий? Свой ответ проиллюстрируйте примерами из данных ученических сочинений.
|
|
|