|
|
|
Синтаксис и пунктуация
§ 54. Тире между подлежащим и сказуемым433 Выразительно прочитайте предложения. Найдите главные члены, укажите, чем они выражены.
1) Волга — великая русская река. 2) Земля — наш общий дом. 3) Муравей — удивительный труженик. 4) Лингвистика — наука о языке. 5) Синтаксис — раздел языкознания.
434 1. Запишите предложения. Подчеркните в них главные члены, вставьте недостающие знаки препинания. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Образец записи: 1) Лес наше богатство. Лес наше спасение от засух и суховеев, наш целитель и лучший наряд нашей земли. (К. Паустовский) 2) Дятлы потомственные плотники. Обед дятла вредители леса. 3) Голубика это витамины и полезные соки. 4) Семена деревьев великие путешественники. 5) Хлеб всему голова. 6) Поговорка цветочек, пословица ягодка. 2. Разберите по составу выделенные слова. Что их объединяет? 435 1. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. 1) Чтение вот лучшее учение. {А. Пушкин) 2) Хорошая книга праздник. (М. Горький) 3) Книга это история народов земли. (С. Сартаков) 4) Книга верный друг и советчик. 2. Какой темой объединены эти предложения? Выразите своё отношение к одному из высказываний. 436 1. Найдите в толковом словаре значения приведённых слов. Запишите их, подчёркивая главные члены предложения. Образец записи: Жёрнов, жокей, Земля, лекторий, лексикон, флора, фауна. 2. На какие вопросы отвечают главные члены записанных вами предложений? Чем они выражены? 437 Перечитайте вслух предложения из упражнений данного параграфа, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. Во время чтения соблюдайте правильную интонацию и паузы. 438 Заполните таблицу.
439 Придумайте и запишите предложения, в которых слова город, товарищ, помощник, река выступали бы в роли подлежащего или сказуемого.
440 1 Выпишите предложения с одним главным членом. Подчеркните их грамматические основы. Необходим ли для понимания смысла этих предложений второй главный член? Зима. Разбушевались метели. Снега покрыли всё кругом. Идём по дороге к лесу. С трудом пробираемся по тропинке. Избушка лесника. Здесь мы найдём ночлег. 2. Разберите по составу выделенные слова (выписывайте их в начальной форме). Не забывайте определять, от какого слова образовано данное. 441 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Озаглавьте его. Подчеркните главные члены предложения. Золотая осень. Вместе с лё..ким утренним заморо..ком уст..навливае(т, ть)ся ясная п..года. В мёртвой тиш..не леса слыши(т, ть)ся шуршание оп..дающих листьев. Они ложа(т, ть)ся ковром между деревьев. Вот золотисто-красный лист дрогнул и пол..тел по воздуху. Идёшь по разноцветному ковру из листьев. 2. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. 3. Выпишите словосочетание в котором прилагательное является эпитетом. 4. Выполните лексический разбор выделенного слова.
|
|
|