|
|
|
|
|
Синтаксис и пунктуация § 57. ДополнениеПонаблюдайте
На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены данного предложения? К какому члену предложения они относятся?
448 Спишите предложения. Подчеркните в них грамматическую основу. Укажите второстепенные члены предложения, выраженные существительным или местоимением в косвенном падеже. Обозначьте падеж этих слов. Образец записи: 1) Алёшино лицо покрывали веснушки. 2) Девочка дёрнула его за пиджак. 3) Мальчишка протянул хлеб лошади. 449 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы и дополнения. Укажите, какой частью речи выражено каждое дополнение. 1) Лунный свет зал..вал п..ляну. 2) Тучи скрыли остатки лунного диска. 3) Звёзды усеяли всё небо. 4) Все рассматривали причудливые узоры.
1) Приметы осени во всём встречает взор. (Н. Греков) 2) Город украшает бульвар. 3) Альбом взял этот мальчик. 4) Кудри берёз расчёсывает ветер. 5) Капельки росы в траве зажигают первые лучи солнца. 6) Замечательный подарок мне прислал по почте брат. (М. Пляцковский) 7) Кирпичи носили каменщики. 8) Доклад мы поручили Пете. 2. Укажите, какими частями речи выражены дополнения, назовите падеж.
4. Выделите в словах нулевые окончания. 451 Запишите предложения. Подчеркните все слова как члены предложения. В каких предложениях изменён порядок слов и с какой целью? 1) Сказы Бажова я прочитал. 2) Мне они понравились. 3) Расскажите мне сказку. 4) Пыль принёс ветер. 5) Дуб сломал ураган. 6) Баркас выбросил на берег волны. 7) Лес окутал густой туман. 8) Направление указывает компас.
Учимся говорить на лингвистическую тему Расскажите о дополнении, пользуясь следующим планом ответа. Ответ на каждый вопрос проиллюстрируйте своими примерами. 1. Что обозначает? 2. На какие вопросы отвечает? 3. Какие члены предложения поясняет? 4. Какими частями речи может быть выражено?
|
|
|