Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Синтаксис и пунктуация

§ 59. Обстоятельство

463 Прочитайте текст. На какие вопросы отвечают выделенные слова? К каким членам предложения они относятся?

    Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сена, моркови, мисочку с водой поставила. Так наш зайка и остался жить. Ножка у него совсем срослась, даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдёт ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.

      (Г. Скребицкии)

Обстоятельством называется член предложения, который обозначает, как, когда, где совершается действие, и отвечает на вопросы: где? куда? откуда? (обстоятельство места); как? каким образом? (обстоятельство образа действия); когда? как долго? (обстоятельство времени).

Обстоятельства обычно выражаются наречиями или именами существительными в косвенных падежах, например:

Обстоятельства, указывая, где, как, когда, как долго происходит действие, помогают описать его более точно, конкретно. Поэтому обстоятельства чаще всего относятся к сказуемому.

464 1. Подберите и вставьте вместо вопросов слова, данные в рубрике «Для справок». Определите, какие это члены предложения, подчеркните их.

    Ребята (когда?) ходили (куда?) и (как?) устали. Но (когда?) они вышли (откуда?) и собрались (где?). (Как?) потрескивают сухие сучья. (Как?) звучат песни.

Для спрвки: вдаль, задорно, весело, ярко, у костра, из палаток, вечером, очень, в поход, сегодня.

2. Какими частями речи являются слова, данные в рубрике «Для справки»? Как произносится выделенное слово?

465 Спишите текст, заменяя звуки буквами. В скобках укажите проверочные слова. Подчеркните обстоятельства.

    Орёл громко закр[и]ча́л, расправил крылья и т[иэ]жело пол[иэ]те́л к морю. Он вернулся только по[зн]о ве́ч[ь]ром. Он летел ти́хо и ни[с]ко над землёй. В когтях у него была большая рыба.

    Он подл[иэ]те́л к дереву, огл[иэ]ну́лся; быстро сложи́л крылья и сел на краю гн[иэ]зда. Орлята подняли головы и разинули рты.

      (По Л. Толстому)

466 1. Спишите, подчёркивая главные члены предложения и обстоятельства.

    С конца августа х..л..деет. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда лёгкие морозы. Просыпаешься по утрам и видишь, как поб..лела трава или крыша соседнего дома.

    По ночам зам..рзают лужи. Мелкие осенние дожди идут беспрерывно. Ветер дует без устали и д..леко разносит созревшие семена деревьев и травы.

      (По К. Ушинскому)

2. К словам с пропущенными буквами подберите проверочные.

3. Выполните морфемный разбор выделенных слов.

467 1. Спишите, подчеркните обстоятельства, укажите, какие они и чем выражены.

    Озеро было полно́ всякой рыбы. Огромные щуки выскакивали из воды. В воде беспрестанно металась мелкая рыба. Местами около берегов и трав рябила вода от рыбьих стай. Они теснились на мель и даже выскакивали на береговую траву. В озере водились окуни и лещи.

      (По С. Аксакову)

468. Учимся говорить на лингвистическую тему

Расскажите об обстоятельстве, пользуясь планом ответа (см. упр. 454).

ГДЗ >>>

 

 

???????@Mail.ru