Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Фонетика. Графика

§ 6. Что обозначают буквы е, ё, ю, я

Буквы е, ё, ю, я могут передавать один или два звука. Два звука они обозначают в начале слова, после гласных, после разделительных ъ и ь: язва — [j’а́], поесть — [j’э́], съёмка — [j’ó]. После согласных звуков эти буквы на письме передают лишь один гласный звук и мягкость предыдущего согласного: пёстрый — [п’о́], тюль — [т’у́].

На письме звук [j’] передаётся обычно буквами й, е, ё, ю, я и сочетанием букв ьи. Этот звук можно услышать в словах йод, ель, ёлка, юбилей, появиться, воробьи.

26. Объясните, почему слова разделены на четыре группы. Дополните каждую группу двумя примерами.

лень
салют
вперёд
мять

ехать
южный
ёжик
Яков

поездка
поют
поёт
приятный

съезд
вьюга
ружьё
объявит

27. Учимся читать и понимать лингвистический текст

1. Прочитайте текст, стараясь понять, о каком звуке идёт речь.

Звук этот мы часто изображаем с помощью буквы й (и краткое) в словах мой, дай, буй и др.

В то же время обозначаем мы его и с помощью других букв.

я
[j’а]д — яд
змe[j’á] — змея

е
[j ’э́]дут — едут
no[j’э́]xaть — поехать

ю
no[j’ý] — пою
[j’у́]бочка — юбочка

ё
[j’о́]ж — ёж
мо[j’о́] — моё

(По Л. Успенскому)

    2. Правильно произнесите звук, о котором говорится в тексте. Дайте характеристику этому звуку: а) гласный или согласный; б) звонкий или глухой, парный или непарный; в) твёрдый или мягкий, парный или непарный; г) на письме обозначается буквами ....

28. Из орфографического словаря выпишите по три-четыре слова, в которых: а) букв больше, чем звуков; б) звуков больше, чем букв. В каждом случае объясните причину несовпадения количества звуков и букв.

29. Вслушайтесь в речь окружающих вас людей. Запишите слова, которые вы произносите не так, как другие. А как правильно? Проверьте по орфоэпическому словарю.

Образец записи:

Я произношу

красиве́е
ску́[ч’н]о
зво́нит

Произносят другие

краси́вее
ску́[ч’н]о
звони́т

Следует говорить

краси́вее
ску́[шн]о
звони́т

30. Спишите, располагая слова по алфавиту. С помощью значка транскрипции покажите, какой звук обозначает подчёркнутая в слове буква. Произнесите слова вслух.

Образец записи: ошибка — [а]ши[п]ка.

    Тетрадь, сторож, морковь, везти, любовь, лесник, сделать.

31. Письменно покажите, какими звуками различаются слова каждой пары. Каким способом эти различия отражаются на письме?

Образец записи: мо[л] — мо[л’].

    Цел — цель, угол — уголь, мал — мял, вёл — вол, люк — лук.

32. Из орфографического словаря выпишите по два слова в каждую группу: 1) слова, в которых есть безударный гласный; 2) слова, в которых есть твёрдый и мягкий согласный; 3) слова, в которых все согласные звонкие.

Образец записи: 1) позо́р — [пазо́р]; 2) поля́ — [пал’а́]; 3) юла́ — [j’ула́].

33. Упрощённую фонетическую запись оформите буквами, а записанное буквами предложение затранскрибируйте.

Решенния >>>

 

 

???????@Mail.ru