|
|
|
Синтаксис и пунктуация
§ 60. Однородные члены предложения (окончание)475 Прочитайте пары предложений. Составьте из каждой пары одно предложение с однородными членами без союзов или с союзами и, а, но. Запишите их. Начертите схемы первых трёх предложений. 1) Митя нырнул глубоко. — Митя дна реки не достал. 2) Последние листья падают с деревьев. — Последние листья медленно кружатся в воздухе. 3) Ураган пронёсся над городом. — Ураган бед серьёзных не принёс. 4) В сильные морозы белка спит в гнезде или в дупле. — В слабые морозы белка прыгает с ветки на ветку, бегает по снегу. 476 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и союзы и, а; расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений с союзами. ДРОЗД-РЯБИННИК Дрозд — большой любитель рябины. Осенью т..жёлые гроздья рябины покрывают д..ревца гнут их ветки. В такие годы рябинник не ул..тает на зиму с другими дроздами ... остаётся на св..ей северной родине. Дрозды по..дают рябину можжевельник ... чернику. Живут они в берёзовых рощах ... в лесу. (По Г. Скребицкому) 2. К словам с пропущенными буквами подберите однокоренные проверочные. 477 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены. Какова роль в этом тексте однородных членов предложения, связанных только перечислительной интонацией? ЗИМА Подула зима холодом сорвала́ листья с деревьев и разм..тала их по дорог.. . Собрались птицы покр..чали и пол..тели за высокие горы в тёплые края. Остались только воробьи в..роны галки чижи и с..нички. Накинулась зима на зв..рей запор..шила снегом поля зав..лила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко б..гут сердито молотками постукивают по озёрам прудам рекам и морям мосты строят.
2. Выполните фонетический разбор выделенных слов. 478 1. Допишите предложения, добавив в них однородные сказуемые, связанные только перечислительной интонацией. 1) Листья поблёкли, ... . 2) Ветер срывает их, ... . 3) Дождь стучит по крыше, ... . 4) Молнии чертят небо, ... . 2. Найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие. 479 Напишите сочинение-миниатюру на тему «Листопад». Постарайтесь использовать в качестве средства выразительности однородные сказуемые без союзов. 480 1. Спишите текст, расставляя знаки препинания. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Составьте схемы однородных членов и укажите, чем они выражены. Ур..ган занёс домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зелёный луг. По краям росли д..ревья со спелыми пл..дами, а в центре в..днелись клумбы розовых белых и г..лубых цв..тов. В воздухе п..рхали крошечные птички разноцветные бабочки. На ветвях д..ревьев с..дели красногрудые и золотисто-зелёные попугаи и кр..чали странными голосами. За пл..довыми деревьями в..днелись мужчины и женщины. (По А. Волкову) 2. Выполните морфемный разбор выделенных слов. 481 1. Выпишите сначала предложения с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми и, наконец, с однородными второстепенными членами. Расставьте недостающие знаки препинания. 1) Как красив лес! Посмотришь на него и залюбуешься величественным дубом кудрявой берёзой душистой липой трепетной осиной. 2) Богат животный мир наших лесов. Здесь обитают пугливые зайцы хитрые лисицы кровожадные волки. 3) Заяц перескочил через дорогу подошёл к своей норе выбрал местечко повыше раскопал снег лёг в новую норку уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами. 2. Укажите окончания в глаголах. 3. Разберите по составу выделенные слова. 482. Словарный диктант Восхищаться, познакомиться, приглашать, сражаться, восторгаться, наслаждаться, обогащаться, ослеплять; багряный, оранжевый, коричневый; определение, обстоятельство, дополнение.
|
|
|