Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Синтаксис и пунктуация

§ 61. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова

При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Они дают общее название предметам, признакам, которые обозначены однородными членами. Обобщающие слова отвечают на тот же вопрос и являются тем же членом предложения, что и однородные члены, например: Мне хотелось прочитать про всё: и про травы, и про моря, и про солнце и звёзды... (К. Паустовский)

После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие, например: Летели шары разных цветов: красные, синие, жёлтые, зелёные.

Запомните обозначение:

483 Спишите предложения, добавляя однородные члены. Составьте схемы предложений.

    1) В реке ребята ловили рыбу: ... . 2) В лукошке лежали грибы: ... . 3) Он побывал в городах: ... . 4) В нашу школу приезжали космонавты: ... .

484 Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные члены, составьте их схемы.

    1) В саду у старушки росли цветы гвоздики лилии тюльпаны. 2) В зоопарке живут разные звери тигры львы слоны. 3) На столе лежали инструменты молоток стамеска щипцы.

485 Составьте предложения с однородными членами, используя в качестве обобщающих слова времена года, растения, писатели, созвездия.

486 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений с однородными членами.

    Утро. Р..са ещё (не) обсохла. Крошечные в..дяные капли повисли всюду на листьях цветах на стеблях травы.

    (Из) за вершин д..ревьев выглянуло солнце, и в тот же миг в каждой капле р..сы зажёгся осл..пительно яркий фонарик. Они сверкали разными оттенками синими розовыми и лиловыми. Весь лес сиял необыкновенным светом.

      (По Г. Скребицкому)

2. Подберите синонимы к выделенным словам.

487 1. Составьте схемы предложений с однородными членами (знаки препинания не расставлены).

    1) Конь вытянул голову и заржал. 2) Филька разломил буханку посолил из солонки и протянул лошади. 3) Конь замотал головой подумал а потом осторожно вытянул шею и взял кусок из рук мальчика мягкими губами. 4) Съел один кусок обнюхал Фильку и взял второй кусок. 5) Только старая сорока сидит на раките и трещит.

      (К. Паустовский)

2. Выпишите из данных предложений глаголы-сказуемые с проверяемой безударной гласной в корне.

Образец записи:

488 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений с однородными членами (второй абзац).

Книга наш с..ветчик и друг. Из книг мы узнаём много инт..ресного. Над созданием их трудя(тся, ться) писатели художники печатники. Труд их важен и почётен. Помни об этом и береги книги!

Умная книга научит тебя многому доброте чес(н, тн)ости спр..ведливости. Ст..райся читать разные книги ф..нтастику приключенческую литературу книги о путешествиях и открытиях.

2. Выполните лексический разбор выделенного слова.

489. Учимся говорить на лингвистическую тему.

Расскажите об однородных членах по плану.

    1. Какие члены предложения называются однородными?

    2. С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?

    3. Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения (с союзами и без них)?

    4. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами?

ГДЗ >>>

 

 

???????@Mail.ru