Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Синтаксис и пунктуация

§ 64. Сложное предложение (окончание)

519 1. Не записывая предложений, начертите их схемы (знаки препинания не расставлены).

    1) Мы взяли с собой резиновую лодку и на рассвете выехали на рыбалку. 2) Мы знали что Петька принёс откуда-то двух карасей. 3) Печально кричали ночные птицы и белая звезда переливалась над Прорвой в чистом предутреннем небе. 4) Я посмотрел туда куда смотрели все. 5) Когда с луга тянул ветер пёс беспокойно ходил от плетня к плетню.

      (К. Паустовский)

2. Выполните фонетический разбор выделенных слов.

520 Составьте и запишите предложения по схемам.

521. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Сравните планы синтаксического разбора простого (см. с. 180) и сложного предложений и сделайте выводы. Затем выполните синтаксический разбор предложений из упр. 519.

      План синтаксического разбора
          сложного предложения

1. Указать, каким является предложение по цели высказывания (повествовательным, побудительным, вопросительным).

2. Определить, какое это предложение по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Выделить грамматические основы и установить, чем выражены главные члены.

4. Указать вид сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное).

5. Составить схему сложного предложения.

6. Каждую часть сложного предложения разобрать по членам.

522 1. Выпишите предложения, строение которых соответствует схеме Расставьте знаки препинания.

    1) С земли ещё не сошёл снег а в душу уже просится весна. (А. Чехов) 2) Неяркая вешняя молния сиганула в тёплую мглу и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром. (В. Белов) 3) Я давно заметил что в заливных лугах среди трав тянется лента одинаковых цветов. 4) Он хорошо знал как чудесно поют тетерева на заре. 5) Когда он проснулся уже всходило солнце.

2 Выполните синтаксический разбор первого предложения.

3. Подберите синонимы к выделенным словам.

523 Спишите второе, четвёртое и пятое предложения из упр. 522 и подчеркните все члены предложения.

524 1. Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. Какой общей темой они объединены? Установите по толковому словарику лексическое значение выделенного слова.

    1) Как гру́стны сумрачные дни
    Беззвучной осени и хладной!
    Какой истомой безотрадной
    К нам в душу просятся они!

      (А. Фет)

(Исто́ма — чувство приятной расслабленности.)

    2) Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, багряный,
    Весёлой, пёстрою стеной
    Стои́т над светлою поляной.
    Берёзы жёлтою резьбой
    Блестят в лазури голубой...

      (И. Бунин)

2. Как в стихотворениях изображается осень? Одинаковое ли настроение они оставляют у вас? Какие сочетания слов показались вам необычными? Выпишите три-четыре эпитета, с помощью которых поэты создают образ осени.

3. Выпишите слова с приставками и объясните правописание.

4. Спишите последнее предложение из поэтической строфы И. А. Бунина и подчеркните все члены предложения.

525 1. Рассмотрите репродукцию картины И. И. Левита́на «Осенний день. Сокольники» (см. цветную вклейку, с. 6) и ответьте на вопросы.

    1) Настроение какого из двух стихотворений (упр. 524) соответствует изображённому на картине? Докажите.

    2) Какие краски осени увидел в природе и передал на полотне художник? Опишите деревья, аллею.

    3) Что ещё изображено на полотне?

    4) Какое впечатление оставляет у вас картина?

2. Составьте и запишите пять-шесть предложений, связанных с содержанием картины.

526. Словарный диктант

Пастух, обвинять, порхать, свидетель, как будто, зеленеть, объединять, разрешать, фантазировать, чувствовать, разгадать, облегчить, предложение, сложносочинённое, сложноподчинённое.

<<< К началу      ГДЗ >>>

 

 

???????@Mail.ru