|
|
|
Синтаксис и пунктуация
§ 64. Сложное предложение (окончание)519 1. Не записывая предложений, начертите их схемы (знаки препинания не расставлены). 1) Мы взяли с собой резиновую лодку и на рассвете выехали на рыбалку. 2) Мы знали что Петька принёс откуда-то двух карасей. 3) Печально кричали ночные птицы и белая звезда переливалась над Прорвой в чистом предутреннем небе. 4) Я посмотрел туда куда смотрели все. 5) Когда с луга тянул ветер пёс беспокойно ходил от плетня к плетню. (К. Паустовский) 2. Выполните фонетический разбор выделенных слов. 520 Составьте и запишите предложения по схемам.
521. Учимся читать и понимать лингвистический текст Сравните планы синтаксического разбора простого (см. с. 180) и сложного предложений и сделайте выводы. Затем выполните синтаксический разбор предложений из упр. 519.
522 1. Выпишите предложения, строение которых соответствует схеме Расставьте знаки препинания. 1) С земли ещё не сошёл снег а в душу уже просится весна. (А. Чехов) 2) Неяркая вешняя молния сиганула в тёплую мглу и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром. (В. Белов) 3) Я давно заметил что в заливных лугах среди трав тянется лента одинаковых цветов. 4) Он хорошо знал как чудесно поют тетерева на заре. 5) Когда он проснулся уже всходило солнце. 2 Выполните синтаксический разбор первого предложения. 3. Подберите синонимы к выделенным словам. 523 Спишите второе, четвёртое и пятое предложения из упр. 522 и подчеркните все члены предложения. 524 1. Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений. Какой общей темой они объединены? Установите по толковому словарику лексическое значение выделенного слова. 1) Как гру́стны сумрачные дни
(Исто́ма — чувство приятной расслабленности.) 2) Лес, точно терем расписной,
(И. Бунин) 2. Как в стихотворениях изображается осень? Одинаковое ли настроение они оставляют у вас? Какие сочетания слов показались вам необычными? Выпишите три-четыре эпитета, с помощью которых поэты создают образ осени. 3. Выпишите слова с приставками и объясните правописание. 4. Спишите последнее предложение из поэтической строфы И. А. Бунина и подчеркните все члены предложения. 525 1. Рассмотрите репродукцию картины И. И. Левита́на «Осенний день. Сокольники» (см. цветную вклейку, с. 6) и ответьте на вопросы. 1) Настроение какого из двух стихотворений (упр. 524) соответствует изображённому на картине? Докажите. 2) Какие краски осени увидел в природе и передал на полотне художник? Опишите деревья, аллею. 3) Что ещё изображено на полотне? 4) Какое впечатление оставляет у вас картина? 2. Составьте и запишите пять-шесть предложений, связанных с содержанием картины. 526. Словарный диктант Пастух, обвинять, порхать, свидетель, как будто, зеленеть, объединять, разрешать, фантазировать, чувствовать, разгадать, облегчить, предложение, сложносочинённое, сложноподчинённое.
|
|
|