|
|
|
Синтаксис и пунктуация
§ 65. Прямая речь (окончание)529 1. Прочитайте текст выразительно. Какова его основная мысль? Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. СЕМЬ ДОЧЕК Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: «Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды», — проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», — сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка», — щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», — промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья», — прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды — помыть ноги. (Пo В. Сухомлинскому) 2. Выпишите глаголы «говорения», которые использованы автором текста. 530 1 Дополните предложения прямой речью, расставляя знаки препинания. 1) Мама предупредила ... . 2) Мальчик испуганно прошептал 3) ... неожиданно объявил Вовка. 4) ... спросил незнакомец. 2 Составьте схемы первого и последнего предложений. 531 Из каждых двух предложений сделайте одно с прямой речью. Запишите получившиеся предложения, составьте схемы. 1) Дежурный сказал. Класс к уроку готов. 2) Ребята заявили. В поход пойдём все. 3) Даша написала записку маме. Мама, я задержусь в гимназии. 4) Девочка удивилась. Разве страус не летает?
532 Запишите предложения с прямой речью. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Укажите обращение. 1) У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя сказала чижу Пора чиж петь. Чиж ответил Пусти меня на волю. На воле я буду весь день петь. 2) На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает кричит ищет свою мать. Народ спрашивает у неё Какая же твоя мама? А девочка сквозь слёзы говорит Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех. 3) Старик сажал яблони. Ему сказали Зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода и ты не с..ешь их яблочка. Старик сказал Я не с..ем, другие с..едят. Мне спасиб.. скажут. (Л. Толстой) 533 1. Прочитайте текст. ИСТОЧНИК В жаркий полдень три путника сошлись на краю дороги у чистого прохладного ключа. Здесь был водоём с надписью: «Будь похожим на этот источник!» Путники стали толковать о том, что это значит. Первый путник сказал: «Надо быть таким же полезным, как вода в источнике, доставлять людям столько радости, сколько доставляет этот родник в жаркий день». 2 Допишите, что сказали другие путники. Второй заявил: ... . Третий ответил: ... .
|
|
|