Нас окружает огромный мир, созданный природой, сделанный человеком. Мы живём в этом мире, познаём его, говорим о нём.
Нас всё интересует: разнообразные предметы живой и неживой природы (кто это? что это?), их свойства и признаки (какие они?). Нам интересно знать, что с ними происходит (что они делают?) и по какой причине (почему они такие? почему это произошло?).
Всё это составляет содержание наших высказываний.
547 Сравните высказывания. В каком из них говорится о признаках, в каком — о действиях или причине? Какой из текстов о пеликане является описанием, какой — повествованием, какой — рассуждением? 1
1) На чёрной воде плавала громадная птица. Оперение её переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.
(По К. Паустовскому)
Что это за птица?
Какая она?
2) Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щёлкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой.
(По К. Паустовскому)
Что сделал пеликан?
3) Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и с наличием подкожных воздушных мешков.
Почему пеликаны не могут нырять?
Понаблюдайте
Представьте себе, что вам надо рассказать о пеликанах не словами, а с помощью фотоаппарата. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам придётся сделать несколько снимков? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему?
Признаки предмета, о которых говорится в первом тексте, можно увидеть сразу, все вместе — это одновременные признаки.
Действия предмета, о которых говорится во втором тексте, сразу, все вместе, увидеть нельзя — это сменяющие друг друга, последовательные действия.
Причины свойств и явлений, о которых говорится в третьем тексте, увидеть вообще нельзя, их можно только понять.
В зависимости от содержания высказываний наша речь делится на три типа: описание, повествование, рассуждение.
В описании говорится об одновременных признаках, в повествовании — о последовательных действиях, в рассуждении — о причинах свойств или явлений.
548 Прочитайте тексты. Укажите тип речи. Для этого определите: а) о чём говорится в каждом высказывании — о признаках, действиях или причинах; б) можно или нельзя сфотографировать то, о чём говорится. Один или несколько снимков получится?
1) Слон, оказывается, гораздо больше, чем думала Надя. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями.