|
|
|
Глагол
§ 74. Вид глагола605 1. Прочитайте тексты. 1) Попугай учил Удава делать зарядку для хвоста. Это была удивительная зарядка. Удавий хвост быстро-быстро крутился справа налево. И скручивался как пружина, и взлетал вверх, и со всей силой шлёпал по земле. И опять взлетал. И снова шлёпал. (Г. Остер) 2) Наступил час рассвета... Это повлекло за собой целый ряд новых звуков и картин. Ранний храбрец-автомобиль фыркнул в ближнем дворе. Донёсся протяжный гудок отдалённого завода. Хлопнула форточка. (По Ю. Казакову) 2. Выпишите из первого текста глаголы (вместе с наречиями), которые сообщают о действиях хвоста удава. Поставьте к глаголам вопросы. Из второго текста выпишите глаголы и поставьте к ним вопросы. 3. Определите, в каком тексте глаголы указывают на длительное, повторяющееся действие, а в каком — на действие, уже совершившееся. На какие вопросы отвечают глаголы в первом и во втором случае? 4. Выполните лексический разбор выделенных слов.
606 1. Запишите следующие пары глаголов, обозначая их вид. Образец записи: 1) Стелить — постелить, бежать — пробежать, путать — перепутать. 2) Решать — решить, освещать — осветить, опоздать — опаздывать. 3) Выреза́ть — вы́резать, насыпа́ть — насы́пать. 4) Класть — положи́ть, ловить — поймать. 2. Объясните, почему видовые пары глаголов разделены на четыре группы. 607 1. Образуйте глаголы со значением однократности действия. Запишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание. Обозначьте вид глаголов в каждой паре. Образец записи: К..саться, ш..гать, м..хать, св..ркать, т..лкать, гл..тать, кр..чать. 2. Глаголы какого вида обозначают мгновенное, однократное действие? С этими глаголами составьте три-четыре предложения, используя наречия слегка, отчаянно, решительно, неожиданно. 608 1. Прочитайте и сравните предложения. В каком из них глаголы не только выражают значение начала действия, но и передают живость, стремительность действия? Каким средством языка это достигается? 1) Вскоре заполыхал костёр, зашумел чайник, забурлила картошка, зафыркала каша, и всё пошло дружно и споро. (А. Гайдар) 2) Вскоре начал полыхать костёр, стал шуметь чайник, принялась бурлить картошка, фыркать каша, и всё пошло дружно и споро. 2. Составьте схему первого предложения. 3. Определите, сколько слов соответствует модели:
609 Запишите данные глаголы сначала в форме 1-го лица единственного числа, а затем в неопределённой форме и в форме прошедшего времени. Образец записи: Чувств..вать, участв..вать, разгад..вать, волн..ваться, танц..вать, перепис..вать, погляд..вать, рассматр..вать, след..вать, перечит..вать. 610 1. От данных глаголов образуйте глаголы другого вида с помощью суффиксов -ыва-, -ива-. Обозначьте суффиксы и вид глаголов в каждой паре. Поставьте ударение. Образец записи: Посмотреть — ..., поглядеть — ..., выбросить — ..., срисовать — ..., рассмотреть — ..., заколоть — ..., списать — ..., вытащить — .... 2. Укажите чередующиеся гласные в корне. Можно ли использовать образованные глаголы как проверочные?
|
|
|