|
|
|
Глагол
§ 81. Времена глаголаВспомните! 1. Какие времена имеет глагол? 2. На примере любого глагола докажите, что слова этой части речи изменяются по временам. 3. Глаголы какого наклонения могут иметь формы времени? 4. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? в прошедшем времени?
637 1. Прочитайте текст, вставляя на месте пропусков синонимы глагола говорить. Постарайтесь, чтобы эти глаголы были разнообразны (см. словарик синонимов). Попугай вышел на полянку и увидел Мартышку. Мартышка карабкалась на высокую финиковую пальму. Она долезала до середины ствола и очень быстро съезжала вниз. — Катаешься? — ... Попугай Мартышку. — Лезу! — ... Мартышка. — Если ты лезешь, почему же ты катаешься? — ... Попугай. — Сама не понимаю! — ... Мартышка. — Мне хочется фиников, и я лезу вверх. А получается — вжжжжик — вниз. — Так-так... — ... Попугай. — А ну, покажи мускулы! Мартышка согнула свои тоненькие ручки и показала свои щупленькие мускулы. — Всё ясно, — ... Попугай. — Мускулы никуда не годятся! Слабые! — А у меня, — ... Мартышка, — других нет. Только эти. — Чужие мускулы тебе не помогут!— ... Попугай.— Надо укреплять свои. Нужны спортивные упражнения. Зарядка! (Г. Остер) 2. Прочитайте диалог Мартышки и Попугая по ролям. 3. Запишите глаголы, которые вы вставили на месте пропуска. Определите время этих глаголов. 638 1. Прочитайте русские народные считалки про себя, потом вслух, соблюдая нужную интонацию. Выпишите глаголы в форме прошедшего времени, выделите в них окончание и суффикс -л-. Образец записи: 1) Катилась то́рба
2) Черепаха хвост поджала
3) Раз, два, три, четыре,
2. Почему нельзя определить время у выделенных глаголов? В какой форме стоят эти глаголы? 3. Составьте схему однородных членов второго текста.
|
|
|