|
|
|
Строение текста
§ 86. Строение текста типа повествования674 1. Перед вами два фрагмента из сказки А. Н. Толстого. Прочитайте отрывки. Определите тип речи, воспользовавшись приёмом «фотографирования». Докажите, что тип речи установлен правильно. 1) Весёлый пудель Артемон носился по траве и лаял, птицы, нисколько не боясь его, весело свистали, ветерок летал над деревьями. Четверо портных: мастер-одиночка, угрюмый рак Шепталло, серый Дятел с хохолком, большой жук Рогач и мышь Лизетта — шили из старых девочкиных платьев мальчишеский костюм. 2) Буратино потихоньку ощупал себя. Потом пополз в лопухи и освободил от верёвок Мальвину и Пьеро. 2. Какого вида глаголы употреблены в описании, какого — в повествовании?
675 Спишите текст. Определите его тему и основную мысль. Укажите тип речи. В каждом из предложений повествования выделите «новое». Что оно обозначает? Какими средствами языка выражены действия? Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть. (А. Н. Толстой) 676 1. Прочитайте отрывки из повести А. Гайдара. Определите, к какому типу речи относятся оба фрагмента. В каждом предложении укажите «данное» и «новое» и их значение. В предложениях, где отсутствует указание на лицо, попробуйте восстановить его. Лучше или хуже станет текст? Почему? 1) Женя вскочила, откинула волосы, одёрнула помятый сарафанчик, взяла со стола ключ, неотправленную телеграмму и хотела бежать. И тут на столе она увидела лист бумаги. Женя положила ключ и телеграмму. 2) Женя бросилась к крыльцу. Одумалась. Положила ребёнка на кровать. Выскочила на улицу и помчалась к дому старухи молочницы. 2. Спишите первое предложение, подчеркните его грамматическую основу. 677 Прочитайте отрывок из сочинения пятиклассника. Найдите речевой недочёт. Чего не учёл школьник? Улучшите текст. В воскресенье я встал рано. Я быстро позавтракал и сел за уроки. Тут я увидел, что ребята начали играть в хоккей. Я решил пойти к ним, но вовремя остановился. Я принялся заниматься ещё усерднее. Наконец я выполнил все задания. Теперь я свободен и бегу к друзьям. 678 Подготовьтесь к устному пересказу. Определите тему отрывка. Установите тип речи и стиль. Удалось ли автору «нарисовать» картину? Укажите слова и выражения, помогающие ему сделать это. Найдите «данное» и «новое». В каких предложениях «данное» опущено? Буратино выкопал ямку, сказал три раза шёпотом: «Креке, фекс, пеке», положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щепотку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево. (А. Н. Толстой) 679 1. Перед вами два текста на близкие темы. Найдите в них повествования. В каком из них действия мальчика передаются подробнее? Чего достигает этим автор? Какими средствами языка передаются действия? Какие слова помогают нам лучше представить картину? 1) Я пошёл на горку. Горка была ледяная, крутая и длинная. Я нашёл картонку и начал кататься. Хорошо катался. Только трудно забираться на горку. 2) Никита спустил скамейку на снег, сел на неё верхом, крепко взялся за верёвку, оттолкнулся ногами раза два и... вниз, всё вниз. Наконец скамейка стала. Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил её в гору, увязая по колено. (По А. Н. Толстому) 2. Спишите первое предложение второго текста и разберите его по членам. 680 Улучшите первый текст из упр. 679. Расскажите о действиях героя так, чтобы мысль «хорошо катался» оказалась раскрытой. Используйте предложения с однородными сказуемыми.
|
|
|