|
|
|
Имя существительное
§ 99. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
743 1. Выпишите словосочетания с именами существительными в роли зависимого слова. Обоснуйте выбор окончания -е или -и, пользуясь схемой, данной в начале параграфа. Образец записи: пишу в тетрад (3-е скл.), пишу в тетрадк (1-е скл., пр. п.), был на станци (на -ия), нашёл в сара (2-е скл.). 1) Родная земля и в гор..ст(е, и) мила. (Пословица) 2) На чужбин(е, и) и кала(ч, чь) не в радость. (Пословица) 3) У окна на столик(е, и) в стакан(е, и) с чистою холодною водой тихо лан- ды(ш, шь) серебристый вянет, наполняя комнату весной. (В. Рождественский) 4) Михаил Васильевич Ломоносов занимает прочное место в русской культур(е, и) и наук(е, и). 5) О человек(е, и) судят по поступкам. 6) Фасад здания всеми любимой Третьяковской галере(е, и) создавался по эскизам великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. 7) В стихотворение, и) поэт с теплотой вспоминает о своей юност(е, и). 2. Напишите, как вы понимаете смысл первого и второго предложений. 3. Выделите грамматическую основу в первом и шестом предложениях. Укажите, чем выражены сказуемые в этих предложениях. 4. Сделайте морфологический разбор выделенных существительных. 744 Составьте и запишите предложения или словосочетания со следующими формами имён существительных. На знамен(е, и), на ветк(е, и) черёмух(е, и), о решительности, и), к помощ(е, и), по истори(е, и), на лужайк(е, и), к молодёж(е, и), в пламен(е, и), к свобод(е, и), к Мари(е, и), к Марь(е, и). 745 Подберите и просклоняйте в единственном числе слова на -ия, -ие, -ий. Употребляется ли в этих словах окончание -e? 746 Запишите три-четыре предложения с существительными, имеющими безударное окончание -е или -и. Объясните выбор написания. 747. Учимся говорить на лингвистическую тему Ответьте на вопросы и приведите примеры. 1) В каких существительных в безударном положении пишется только окончание -и, а -е невозможно? 2) В каких существительных, в каких формах в безударном положении пишется только окончание -e? 748 1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите безударные окончания -е или -и. Владимир Кла́вдиевич Арсеньев знаменитый русский исследователь Дальнего Востока, талантливый писатель. Он родился в (Санкт-Петербург). С детства он м..чтал о (путешествие) но ему сначала пришлось служить в Петербургском пехотном (училище). К счастью, один из пр..под..вателей был изве(с, ст)ным исследователем Средней (Азия) и снабжал юного Арсеньева книгами по (география) (Сибирь) и других те(р, рр)иторий ра(с, сс)казывал о своём (путешествие) по Дальнему Востоку. Именно изучению Приморья и Уссурийской тайги отдал 30 лет своей (жизнь) В. К. Арсеньев; он (с, з)делал открытия в (область) (география, ботаника, зоология, ихтиоло́гия, этногра́фия). Зн..менит В. К. Арсеньев и как писатель. Его книги «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала» проникнуты любовью к (природа) Дальнего Востока. 2. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Объясните постановку знаков препинания. 3. Выпишите из любого толкового словаря определения лексического значения выделенных слов. Выполните их лексический разбор.
|
|
|