|
|
|
Текст
§ 13. Текст, его особенности
Текст - это речевое высказывание, в котором пред- ложения связаны общей темой, общей мыслью.
Приведите примеры текстов: а) устных и письменных;
60. Спишите, расставляя знаки завершения в конце предложений. Докажите, что у вас получился текст. Как лучше озаглавить его: «Кипрей», «Заботливый цветок», «Сторож сосен»? Понаблюдайте, какие слова связывают предложения в первом абзаце. С помощью каких слов автор выражает своё отношение к цветку?
Кипрей — очень тёплый цветок Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет Вокруг кипрея стоит тёплый воздух Этот цветок выделяет из себя теплоту И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами Это их сторож и защитник, их нянька Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой Самоотверженный цветок (К. Паустовский)
Предложения в тексте связываются заменой существительного местоимением, оправданным повторением одного и того же слова, с помощью однокоренных слов, синонимов и другими средствами. 61. Прочитайте и озаглавьте текст И. Тургенева. Какие факты отобраны для описания поздней осени? Как связаны предложения друг с другом? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. И как же этот лес хорош(?) поз(?)ней осенью, когда прилетают вальдшнепы* Они (не)держ..тся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушк.. Ветра нет, и нет ни солнца ни света ни тени ни дв..жения ни шума В мягк..м воздух., разлит осенний зап..х Тонкий туман стоит вд..ли над ж..лтыми полями Сквозь обн..жённые, бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо Кое-где на липах в..сят последние золотые листья Сырая земля упруга под ногами
|
|
|