|
|
|
Лексика. Культура речи
Повторение: Лексика. Культура речиКонтрольные вопросы и задания 1. Какие слова называются диалектизмами, какие — профессионализмами? 2. Какие слова являются заимствованными? 3. Как объяснить, что некоторые слова выходят из употребления, а другие появляются в языке? 4. Чем архаизмы отличаются от историзмов? 5. Какой лексический словарь вы хотели бы приобрести и почему? 6. Как вы оцениваете свой личный «словарь» (запас лексических средств), которым вы пользуетесь в жизни (бедный, удовлетворительный, достаточный, позволяющий успешно общаться и т. д.)? 140. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Какое из выделенных слов является заимствованным? • Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками, объясните орфограммы. ЩИТ МОСКВЫ
Город Смоленск старше Москвы, Владимира, Суздаля и Пскова. Первое упоминание о Смоленск.. в летопис.. относится к восемьсот шестьдесят третьему году. Это был один из крупнейших городов Руси, контр..лировавший путь в в..рховьях Днепра. О нём писали как о больш..м и многолюдн..м город.. . Следуя с севера в Византию, т..рговые гости никак (не)могли м..новать Смоленск. Лесной стороной была Смоленщина, и много строили (з, с)десь из дерева. Но всегда была богата эта земля и другими строительными материалами: глиной, п..ском, гравием. И в пору своего экономического ра(з, с)цвета стал возводить Смоленск одно за другим кам..нные сооружения. Постройки эти со(з, с)д..вались из к..рпича и красотой своей (ни)(в)чём (не)уступали сооружениям Киева и Новгорода. (3. Пастухова) 141. Диктант по тексту упр. 140. 142. Прочитайте текст. Укажите признаки научного стиля. Слова чернила и тетрадь известны в русском языке с XI века. Слово чернила иско(н, нн)о русское. Сначала оно обозн..чало «раствор ч..рной краск.., используемый для письма». Сегодня для изготовления чернил используются растворы разных цветов. Слово тетрадь пришло к нам из греческого языка. Первой..чально оно имело значение «лист, сложенный вчетверо». Потом это слово стало обозначать «сшитые листы бумаги для письма».
|
|
|