|
|
|
Словообразование. Орфография. Культура речи
§ 33. Основные способы образования слов в русском языке (продолжение)
Образец. Радос(?)ный, кр..сноватый, преотличный, атомоход, ельник, восход, подводный, ленточ(?)ка, скоросшиватель, булочная, перерыв. 170. Образованы ли друг от друга слова берёзовый и березняк; смородинный и смородинка; ветреный и ветерок; лесник и лесной; луговой и лужок; травяной и травинка? Если нет, то от каких слов они образованы?
171. Выпишите слова, обозначающие: а) чрезмерную степень признака; б) умеренную степень признака. Выделите морфемы, обозначающие степень проявления признака. Слабоватый, грубоватый, сероватый, развесёлый, распрекрасный, хрипловатый, наилучший, наивысший, премилый, наименьший, предобрый, преотличный, пренеприятный. 172. Сгруппируйте слова по признаку: а) образованные приставочносуффиксальным способом; б) образованные остальными способами. Обозначьте в записанных словах значимые части слов, с помощью которых они образованы. Какие слова образованы бессуффиксным способом? Выход, опилки, выр..сти, наконеч(?)ник, газопровод, ул..тучиться, прачеч(?)ная, золотой, пол..скать (бельё), ошейник, огр..ничиться, труженик, просл..зиться, заплыв, безрука..ка, самовар, к..ндитерский, плащ-палатка, вход, бесполезный. 173. Определите, каким способом образованы данные слова. Образец. Листопад, пароходик, лесостепь, носоглотка, водопровод, лесопарковый, железобетон, самоварный, тепловозный. 174. Выпишите слова в колонки: а) образованные приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом. Покажите письменно способ образования слов. • В каких словах есть чередование звуков? • Обозначьте условия выбора вставленных орфограмм. Распол..жить, р..сточек, выт..реть, наез(?)ник, выр..стить, уз..конить, ож..вить, бе(з, с)чувственный, бе(з, с)ветренный, ре..чик, препод..ватель.
|
|
|