Главная >> Русский язык 6 класс. В двух частях. Ладыженская

Словообразование. Орфография. Культура речи

§ 41. Соединительные о и е в сложных словах

Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Сложные слова образуются из основ исходных слов, например: пар, возить → паровоз; из целых слов, например: диван, кровать → диван-кровать.

При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е.

Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: пластмасса.

Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твёрдых согласных, какая - после мягких согласных, шипящих и ц?

В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц - соединительная е.

215. Из каждой пары слов образуйте сложное слово с теми же корнями. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. • Составьте с любыми двумя записанными словами сложные предложения.

    Вода, падать. Лес, рубить. Каша, варить. Газ, проводить. Лёд, колоть. Общий, жить. Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить. Пуля, метать. Сад, водить. Путь, шествовать.

216. Выпишите сначала сложные слова, обозначая условия выбора соединительных о и е; затем спишите остальные слова, обозначая в них суффиксы. Как образовано последнее слово?

    И(з, с)следователь, дожд..мер, закр..питель, выкл..чатель, обозр..ватель, пчел..вод, уч..тчик, пар..ход, язык..вед, глаз..мер, сч..тчик, лётчик-испытатель.

217. Корни, приведённые в рамке, чаще других встречаются во второй части сложных существительных. Подберите и запишите по 2-3 слова с каждым корнем. • С двумя сложными существительными составьте предложения, которые помогли бы понять значение этих слов.

 

 

???????@Mail.ru