Главная >> Русский язык 6 класс. В двух частях. Ладыженская

Словообразование. Орфография. Культура речи

§ 42. Сложносокращённые слова (окончание)

221. Распределите сложносокращённые слова на три группы по способу сокращения слов, от которых они образованы. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на произношение. Что обозначает каждое сложносокращённое слово? • Составьте распространённые предложения с любыми 2-3 словами.

    МХАТ [мхат], ТЮЗ, завхоз, медсестра, ГЭС, вуз, универмаг, НТВ, Газпром, Госбанк, РФ, спецназ.

Как определить род сложносокращённого слова?

Образец рассуждения. ОРТ подготовил.. новую программу. Расшифруем слово ОРТ- Общественное российское телевидение. Телевидение - главное слово в словосочетании, оно среднего рода, поэтому глагол в прошедшем времени должен стоять в среднем роде: ОРТ подготовило.

222. Спишите, употребляя глаголы в прошедшем времени; обозначьте их род.

    1. ГАБТ (выехать) на гастроли за рубеж (театр).
    2. ТЮЗ (показать) новый спектакль (театр).
    3. ГЭС (начать) вырабатывать электрическую энергию (станция).

223. Спишите. Подчеркните сложные слова. Какие из них сложносокращённые? Что они обозначают? • Как образовано выделенное слово? • Постройте схему сложного предложения.

    1. Командир д..визии сразу после р..нения категорически приказал нести себя не на медпункт, а сюда, на КП. 2. На ог..бавшей развалины тропк.. появился адъютант генерала. Он шёл от м..номётчиков. «А где комдив? Уехал?» — спросил он на ходу. 3. Дверь ра(з, с)пахнулась, и в подвал вв.. лился комбат, старший лейтенант Рябченко.

(К. Симонов)

224. Диктант. Подчеркните непроверяемые гласные в корнях слов. Графически обозначьте вставленные орфограммы. Для чего можно использовать данные слова и словосочетания?

    Эстамп* на стене, в кашпо* цветы резеды, отрывной к..лендарь, льняной скат..ртью, длинной бахромой, в глинян..м гр..фине, пр..крыть салфеткой, карниз над окном, б..тарея ц..нтрального отопления, п..ркетный пол, д..ревянную кр..вать, вых..д на б..лкон, огр..дительная р..шётка, пр..красную квартиру, аб..жур под потолком.

225. Сочинение. Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Что изображено на картине? Какое это время года? Как вы это определили? Что делает девочка? Как характеризует эта комната её хозяйку?

Подумайте, в какой последовательности вы будете описывать картину. Составьте план своего сочинения. Используйте в описании картины, если понадобится, синонимы из рамок.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru