|
|
|
Имя существительное
Повторение: Имя существительноеКонтрольные вопросы и задания 1. Дайте определение имени существительного.
308. Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Имя существительное». 309. На основе материалов § 44, 45, 47-50 составьте сложный план сообщения об имени существительном как части речи; расскажите о нём по плану. • К какому стилю речи относится ваше сообщение? 310. Заполните 3-4 примерами таблицу «Способы образования имён существительных».
311. Прочитайте выразительно отрывок из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Для понимания слов текста, написанных латиницей, познакомьтесь с фрагментами краткого лингвистического комментария к роману, сделанного Н. М. Шанским. Проверьте по толковому словарю, заимствованы ли русским языком эти слова. Выполните их морфологический разбор. • Выпишите слова с пропущенными буквами и обозначьте условия выбора орфограмм. • Составьте схему последнего предложения. Когда же юности м..тежной
Лингвистический комментарий Monsieur - гувернёр (буквально «господин»). Dandy - щёголь. Написание Пушкиным этого нового для русских английского слова латиницей свидетельствует о том, что оно было ещё не освоено и воспринималось как варваризм*. 312. Составьте таблицу «Буквы е и и в падежных окончаниях существительных» и заполните её 4-5 примерами. Какие виды орфограмм надо знать, чтобы заполнить таблицу? 313. Составьте таблицу «Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных» и заполните её 4-5 примерами. 314. Вспомните ещё виды орфограмм, изученные в теме «Имя существительное», и заполните таблицу 4-5 примерами на каждый вид. Обозначьте в записанных словах условия выбора соответствующих орфограмм.
315. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные запятые и употребляя слова, данные в скобках, в нужной форме. Укажите род и падеж этих существительных. • Есть ли у вас школьный музей боевой славы? Расскажите о нём родителям, друзьям. По широкой тополевой (аллея) идём к м..нументу — величественной (фигура) воина. Здесь пам..тник-музей героям (В, в)еликой (О, о)течественной войны. В (музей) боевые (знамя) и макеты р..йона военных действий. В больш..м бронзов..м (оклад) — «Книга Вечной славы». В неё занесены (имя) с..лдат с..ржантов оф..церов и г..нералов — учас(?)ников этих боёв. Многие из них удостоены звания (Г, г)ероя Советского Союза. Музей создан при (участие) школьников, входящих в отряды и клубы с кратк..м романтическ..м названием « Поиск ». 316. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Сгруппируйте слова, в которых пропущены буквы: а) в окончании; б) в корне; в) в приставке. • Обозначьте морфемы в выделенных словах. САХАЛИН На восточной окраин.. нашей Родин.. ра(з, с)положен остров Сахалин. Новый день пр..ходит к сахалинцам на 8 часов раньше, чем к москвичам, тулякам, нижегородцам. А зима? Она наступает на острове не раньше, чем в средней п..лосе Росси.., но зато долго (не)хочет пок..дать его.
После обильного снег..пада на улицы города выходят снег..очистители. Они в первую очередь ра(з, с)чищают под(?)езды к школам, магазинам, лечебным учреждениям. Сахалинские ребята трудностей (не)боятся. Они отменные лыжники и рыболовы. 317. Спишите, расставляя знаки завершения. Определите тему текста и укажите 6-7 ключевых слов, помогающих её осознать. Слов какой части речи больше среди ключевых в данном тексте? • Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях. Вид..л ли кто-нибудь, как ум..рает лёд на лугу в лучах со(?)нца Вчера ещё это был богатый ручей: видно по мусору, оставленному на лугу Ноч(?) была тёплая, и он успел за ноч(?) ун..сти почти всю свою воду и присоединить её к большой воде Последние остатки схватил мороз и (з, с)делал из них кружева́ на лугу Скоро со(?)нце из..рвало все эти кружева, и каждая льдина отдельно ум..рала, падая на землю золотыми каплями. (М. Пришвин)
|
|
|